Победителей не судят: критики о том, кто заслуженно и незаслуженно получил награду

Обозреватели расстроены неудачей «Леди Берд» и наградой для «насильника»

«На фоне политических потрясений, секс-скандалов и прочих внешних проблем юбилейный, 90-й по счету, „Оскар“ мог превратиться в очень напряженную по атмосфере и сценарию церемонию. Тем не менее благодаря ведущему Джимми Киммелу и заметному ностальгическому флеру юбилейное шоу оказалось ярким, развлекательным и во всех смыслах содержательным», — пишет обозреватель киноресурсу Gold Derby. Действительно, количество достойных фильмов, представленных в основных номинациях, на этот раз было внушительным, и тон задавали картины, в полной мере относящиеся к тому, что называется артхаус — от «Леди Берд» до «Три билборда на границе Эббинга, Миссури». 

Гэри Олдман
Фото
getty images

Джордан Пил стал первым чернокожим, получившим «Оскар» за лучший оригинальный сценарий. Пил был номинирован также и на «Лучшего режиссера», но проиграл Гильермо дель Торо и его «Форме воды». Статуэтка за лучшую режиссуру вообще никогда пока не доставалась афроамериканцам, о чем также напоминают кинообозреватели. «Оскар» для Джордана Пила явился данью политкорректности, с одной стороны, и справедливостью — с другой. Очевидно, что Киноакадемии нужен был положительный прецедент: все-таки первый афроамериканец с лучшим сценарием — это достижение. При этом и фильм Пила действительно отличный и вполне мог рассчитывать на большее.

Отдав дань расовым нюансам, киноакадемики уважили и мэтров. Джеймс Айвори, получивший «Оскара» за лучший адаптированный сценарий («Зови меня своим именем»), оказался еще и рекордсменом — самым пожилым победителем в истории премии. Айвори, создавшему компанию Merchant Ivory, сделавшему жанр британской костюмированной драмы самостоятельным брендом, в июне исполнится 90, и, бесспорно, «Оскар» ему достался за прошлые заслуги, для приличия, так сказать. 

Что до триумфаторов в ключевых номинациях, здесь мнения разделились. Изначально фаворитами в актерских категориях были Салли Хокинс («Форма воды»), Тимоти Шаламе («Зови меня своим именем»), Лори Меткаф («Леди Берд») и Уиллем Дефо («Флорида»). Этих актеров вовсю раскручивала пресса, на них ставили в киноблогах. Однако после вручения премий «Золотой глобус», которую традиционно называют репетицией «Оскара», ситуация изменилась, и фавориты стали аутсайдерами. Тем не менее ни Фрэнсис Макдорманд («Три билборда на границе Эббинга, Миссури»), ни Эллисон Дженни («Тоня против всех»), ни Сэм Рокуэлл («Три билборда»), ни Гэри Олдман («Темные времена») не считались heavy frontrunners, ключевыми претендентами. Интересно, что Олдман, сыгравший Черчилля, вообще не рассматривался как серьезный вариант — обозреватели издевательски отмечали отличную работу гримера. В итоге Олдман получил награду, что, вообще-то, неудивительно — академики любят байопики и основательные актерские работы по методу Станиславского. 

Главная же претензия к результатам «Оскара»-2018 — пролет ленты «Леди Берд». Отлично прошедшая в самом начале, собравшая впечатляющий урожай положительных отзывов, картина Греты Гервиг сильно сдала в период вручения «Глобусов». Две скромных награды дали понять, что Киноакадемия может и «прокатить» «Леди Берд». Так и вышло. 

Еще одним поводом для возмущения стал «Оскар» бывшему игроку «Лос-Анджелес Лейкерс» Коби Брайанту. Знаменитый баскетболист спродюсировал короткометражку «Дорогой баскетбол», рассказывающую о его карьере, и сам ее озвучил. 

«В тот вечер, когда тема борьбы женщин за свои права, тема секс-насилия была одной из главных, „Оскар“ отдали Брайанту. Что за позор!» — отреагировали в соцсетях. В свое время спортсмен, напомним, обвинялся в изнасиловании.