На 50-й FNC — фестиваль нового кино в Монреале — привезли избранные хиты фестивального года: десятки картин, прошедших путь от премьер в Берлине, Каннах, Венеции, Теллурайде и Торонто до места в очереди за номинациями на «Оскар». Одним из первых украшений FNC стала премьера «Власти пса» — нового фильма приехавшей на фестиваль с мастер-классом Джейн Кэмпион. Кинокритик ELLE делится впечатлениями об одном из главных фильмов 2021 года.

Предыстория

 

Автор награжденной Золотой пальмовой ветвью Канн и «Оскаром» за лучший оригинальный сценарий драмы «Пианино», новозеландка Джейн Кэмпион не выпускала новых фильмов с позапрошлой декады. Вместо этого она попробовала себя — и преуспела — в амплуа шоураннера, придумав, написав и сняв два сезона «Вершины озера» с Элизабет Мосс. Именно Мосс предназначалась и главная женская роль во «Власти пса» — адаптации одноименного романа Томаса Сэвиджа, где ее мужа должен был сыграть Пол Дано. В итоге их заменили всамделишные партнеры Кирстен Данст и Джесси Племмонс, а из объявленных два года назад звезд фильма на его съемочную площадку ступил один Бенедикт Камбербэтч. Съемки начались прошлой зимой на родине режиссера и были прерваны из-за пандемии, но Камбербэтч, Данст и Племмонс предпочли остаться в Новой Зеландии в ожидании возобновления работы над фильмом. Мировая премьера «Власти пса» состоялась на недавнем Венецианском кинофестивале, где Кэмпион выиграла Серебряного льва за режиссуру — и выбилась в фавориты гонки за режиссерским «Оскаром».

Первый взгляд: «Власть пса»

Сюжет

 

Действие фильма начинается в 1925 году в штате Монтана —  с судьбоносной встречи братьев Бербанк, тафгая Фила (Камбербэтч) и тюфяка Джорджа (Племмонс), и овдовевшей трактирщицы Роуз (Данст) с сыном Питером (Коди Смит-МакФи). Братья совместно управляют огромным ранчо, но не то чтобы очень ладят, а когда Фил узнает, что Джордж женился на Роуз, он и вовсе звереет, выходя на тропу войны со всеми, кроме Питера, которого от греха подальше отправили учиться на врача.

Первый взгляд: «Власть пса»

Фильм

 

Широкие, насколько позволяет экран, и преимущественно роскошные кадры, еще один монументальный саундтрек Джонни Гринвуда («Нефть»), уверенная и показательно неспешная рука режиссера на пике формы — с первых минут все во «Власти пса» выдает очередной образец расцветшего в этом веке жанра неовестерна. И, как и гласят его правила, все внимание зрителя приковано к антигерою — категорически отказывающему мыться (не говоря уже о том, чтобы искать с кем-то общий язык), решительно кастрирующему крупный рогатый скот, а родного брата называющему исключительно «жиртрестом» ковбою в исполнении как никогда убедительного Камбербэтча.

Его герой бесконечно, отчаянно и совершенно буднично жесток — к людям, животным и, как выяснится не сразу, самому себе. В его исполнении зловеще звучат и игра на банджо, и обыкновенный свист, и сразу понятно, что издеваться над Джорджем с Роуз для Фила — занятие слишком простое. По-настоящему интересно все становится, когда в кадр возвращается Питер — болезненно худой, с дефектом дикции и терапевтическим хулахупом; вроде бы явный мальчик для битья, но именно ему удается пробудить в Филе что-то человеческое и даже, страшно сказать, ранимое. Экранный спарринг Камбербэтча и Смита-МакФи не назовешь равным, но по-своему — и сильно — повезло фильму с ними обоими.    

Первый взгляд: «Власть пса»

Awards Watch

 

«Власть пса» — один из очевидных фаворитов оскаровской гонки (немного выше в целом оцениваются сейчас разве что шансы «Белфаста»), а Кэмпион может стать третьей в истории и второй подряд женщиной, награжденной режиссерским «Оскаром». Помимо этого, фильму светят как минимум номинации в категориях «Лучший адаптированный сценарий», «Лучшая операторская работа», «Лучший монтаж» и «Лучшая оригинальная музыка» (правда, у Гринвуда этой осенью сразу три саундтрека). И, конечно, сложно представить себе пятерку номинантов на «Оскар» лучшему актеру, где нет Камбербэтча, за компанию с которым могут номинировать и Племмонса или Смита-МакФи, и, что еще вероятнее, Данст.