К выходу в эфир готовится «Уловка-22» — объединившая целый ряд именитых кинематографистов и интересных актеров 6-серийная адаптация сатирического шедевра Джозефа Хеллера. Критик ELLE делится первыми впечатлениями об одном из самых интригующих шоу года.

Предыстория

Выйдя в 1961 году, сатирический роман Джозефа Хеллера «Уловка-22» не только вошел в число важнейших книг XX века и ввел в обиход титульное выражение, но и прямо повлиял на колоссальное количество снятых с тех пор фильмов, от «Апокалипсиса сегодня» и «Цельнометаллической оболочки» до какой-нибудь «Машины войны». Не обошлась «Уловка-22» и без собственной голливудской экранизации — выпущенного без малого полвека назад фильма Майка Николса («Выпускник», «Близость») с Аланом Аркином в главной роли и всеми на свете, от Орсона Уэллса до Арта Гарфанкела, во второстепенных. В общем, на адресованное ему предложение заняться новой адаптацией романа режиссер, оскароносный актер и оскароносный же продюсер Джордж Клуни поначалу ответил примерно так: «Еще чего. Нет уж, увольте!» Однако, прочитав написанный австралийцами Люком Дэвисом (сценаристом «Льва») и Дэвидом Мишо (режиссером «По волчьим законам» и уже упомянутой «Машины войны») сценарий, Клуни решил, что «говорить о безумии войны всегда уместно», и вписался в проект. Подключив к нему своего постоянного партнера Гранта Хеслова, а также документалистку («Предательство») и оператора («Вечное сияние чистого разума») Эллен Керас, Клуни распределил внутри трио обязанности сопродюсеров и режиссуру шести эпизодов шоу, а также взялся было за роль его главного антагониста, одержимого войной полковника Кэткарта. (Интересно, что в широкоэкранной «Уловке-22» Кэткарта играл Мартин Болсам, на чьей дочери, актрисе Талии Болсам, Джордж был когда-то женат.)

Первый взгляд: «Уловка-22» (фото 3)

Сюжет

Протагонист «Уловки-22» — служащий в расквартированном на острове в Тирренском море бомбардировочном полку ВВС США капитан Йоссариан (Кристофер Эбботт, «Девочки», «Грешница»). Окончание Второй мировой уже не за горами, и то ли он по горло сыт ее безумием, то ли он не самый смелый из бомбардиров, но Йоссариан уже довольно давно мечтает об одном — поскорее выполнить норму боевых вылетов и вернуться домой, где драматически уменьшится количество желающих его убить. Одна незадача — полковник Кэткарт (заменивший Клуни выдающийся характерный актер Кайл Чендлер) то и дело повышает эту самую норму, заставляя Йоссариана скрываться от службы на больничной койке, жалуясь то на печень, то на помутнение рассудка. Тут, однако, вступает в дело та самая «уловка-22», которую бомбардиру объясняет армейский доктор Даника (камео Хеслова), — если вкратце, всякий, кто пытается уклониться от выполнения воинского долга, ссылаясь на сумасшествие, подлинно сумасшедшим являться не может. А тем временем юного сержанта по имени Майор Майор по бюрократической оплошности повышают до звания, правильно, майора. А тем временем заведующий кухней Майло Майндербайнер затевает удивительный в своем цинизме бизнес. А тем временем лейтенант Шайскопф (а вот и Клуни) слишком занят военными парадами, чтобы обращать внимание на жену (Джули Энн Эмери, «Фарго», «Проповедник»), которая спит с Йоссарианом, пока Шайскопф рвется в генералы. И это только начало.

Первый взгляд: «Уловка-22» (фото 5)

Сериал


Помня сюжет первоисточника, несложно догадаться, что дальше будет хуже — концовка романа Хеллера изобилует смертями и другими ужасами войны. Но показанные критикам первые два эпизода дебютирующего 18 мая целиком (в России за это в ответе онлайн-сервис Videomore) мини-сериала — приятная глазу (средиземноморскими пейзажами) и уху (симметричной эпохе музыкой джазовых биг-бендов) черная комедия, к стилистике которой приучили фильмы с участием Клуни (снятые самим Джорджем или его учителями вроде Дэвида О. Расселла и братьев Коэн). Новая «Уловка-22» пестрит по-хеллеровски абсурдными — то есть, адаптированными именно так, как надо, — диалогами и эффектными ролями (притом что почти все актеры, кроме Эбботта и Чендлера, ограничиваются за первые полтора часа одной-двумя сценами; среди них такие маститые, как Хью Лори и Джанкарло Джаннини). Снятый Керас второй эпизод в целом удачнее исполненного Клуни первого — особенно по части медленного нагнетания атмосферы и неглубокой заморозки, в которую впадает с увеличением суммы его миссий Йоссариан. Эбботт хорош, Чендлер лучше, ну а ключевые для сюжета декорации и детали бюрократического пира во время чумы постепенно подминают под себя обоих. На безотлагательное откровение «Уловка-22», пожалуй, не тянет, но увиденного в первых двух эпизодах более чем достаточно, чтобы как можно скорее включить третий.

Первый взгляд: «Уловка-22» (фото 7)