На HBO (за океаном) и «Амедиатеке» (в России) дебютировала долгожданная историческая драма «Позолоченный век» — новый сериал британского аристократа и создателя «Аббатства Даунтон» Джулиана Феллоуза. Критик ELLE Сергей Степанов делится первыми впечатлениями о самой пышной премьере этой зимы.
Предыстория
Превратив «Аббатство Даунтон» — старомодную историческую драму о британской аристократии и ее прислуге в Великобритании вековой давности — в телевизионный бульдозер (шесть сезонов, 15 «Эмми», рекордные рейтинги), Джулиан Феллоуз еще десять лет назад заикнулся о возможном приквеле шоу. Вместо него у «Аббатства Даунтон» появились два широкоэкранных спин-оффа: первый стал хитом проката, второй должен выйти в марте. Но разговоры о новом сериале на ту же тему велись все эти годы, в итоге материализовавшись в производство «Позолоченного века» — сериала, вдохновленного одноименной эпохой бурного экономического роста и социальных изменений в пережившей гражданскую войну Америке конца XIX века. По словам Феллоуза, сценарий о становлении современной Америки был его давней мечтой. Что же касается обещанного приквела, то есть все шансы, что в какой-то момент этого или будущих сезонов в кадре появится как минимум будущая графиня Грантем (Элизабет МакГоверн) — ведь действие «Позолоченного века» начинается за 30 лет до событий первого сезона «Аббатства Даунтон».
Сюжет
На дворе 1882 год, и все дороги ведут в Нью-Йорк. Мисс Мариан Брук (еще одна дочь Мерил Стрип, дебютантка Луиза Джейкобсон) осталась без отца, денег и на попечении ее состоятельных нью-йоркских тетушек Агнес (Кристин Барански) и Ады (Синтия Никсон). По дороге в Нью-Йорк Мариан знакомится с мисс Пегги Скотт (номинантка «Тони» Дене Бентон), которая мечтает о карьере писательницы, но, будучи афроамериканкой, с благодарностью соглашается и на должность секретарши тетушки Агнес.
Тем временем в дворец напротив тетушек — представительниц нью-йоркской элиты со стажем — въезжают символы «новых денег», богач Джордж Расселл (Морган Спектор), его жена Берта (Кэрри Кун) и их дети. Берта думает только о том, чтобы ее приняли в высшее общество, Джордж строит железные дороги, идеально попадая под бытовавшее в те годы понятие «барон-разбойник», а их прислуга обменивается заинтересованными взглядами с прислугой из дома напротив (причем каждого второго играют легенды Бродвея).
Сериал
На «Аббатство Даунтон» «Позолоченный век» похож настолько, что это даже смешно. Те же сочные, задыхающиеся от вежливости диалоги. Та же назойливо подсказывающая, что именно должен испытывать зритель, сентиментально-орнаментальная музыка. Те же слегка топорно смонтированные скачки с верхних этажей на нижние. Те же праздники на улицах художников-постановщиков, дизайнеров костюмов и всех, кто неравнодушен к фильмам, из года в год номинируемым в соответствующих оскаровских категориях.
Когда на экране сплошной Версаль, а ключевой интригой целого эпизода может оказаться количество гостей, пришедших на званый вечер, главной задачей шоу не может не являться баланс между формой и содержанием. У Феллоуза с этим были проблемы и в орденоносном «Аббатстве Даунтон», а в куда более экспансивном «Позолоченном веке» они тем более на виду. Среди трех дюжин более-менее важных героев сразу выделяются те, кто так или иначе борется со средой (ввиду цвета кожи, сексуальной ориентации или социальных предрассудков), но их тяготы остаются сносками на полях, фоном для чужого развития.
Как и следовало ожидать, проблемы сериала исправно решает актерский ансамбль. Выделяется в нем, пожалуй, Барански — поминутно выдающая замечания в духе «революции совершают люди с категоричными мнениями и лишней энергией» или «я не была в восторге с 1865 года» и тем самым напрашивающаяся на сравнения с героиней Мэгги Смит из «Аббатства Даунтон». На высоте и Кун, отличающаяся от большинства своих экранных визави и походкой, и интонациями, и выражением лица, с ходу давая понять, что социальная лестница под ее ногами — это поле битвы, и пленных на нем не берут.
Смущает то, что детей Расселлов играют актеры, которые немногим моложе Спектора и Кун (включая пытающуюся сойти за тинейджера 27-летнюю Таиссу Фармигу), а шутки про Бруклин такие же, как в эпизодах «Секса в большом городе» 20-летней давности. Еще больше смущает, что, когда дело доходит до первой смерти, сериал обставляет ее с прогрессирующим драматизмом, а уже в следующем эпизоде делает вид, что ничего не случилось (тон «Позолоченного века» вообще довольно непредсказуем).
Однако в первых пяти эпизодах, показанных прессе, хватает и своих маленьких радостей. Это и выдающаяся борода Спектора, и россыпь камео бродвейских звезд (по подсчетам тамошнего онлайн-вестника, на актерский ансамбль «Позолоченного века» приходятся 60 номинаций на «Тони», включая 21 победную), и вроде бы будничные сцены без очевидных последствий. Да, действие «Маленьких женщин» происходит на несколько лет раньше, и они не в пример прогрессивнее — зато там нет эпических диалогов двух дворецких.
Первый сезон «Позолоченного века» — с 25 января на «Амедиатеке»