На кинофестивале в Торонто показали «Кролика Джоджо» — награжденную престижной People’s Choice Award черную-пречерную (но довольно тонкую) комедию Тайки Вайтити. Кинокритик ELLE делится впечатлениями об одном из главных фильмов 44-го TIFF и 2019 года.

Предыстория

К 2017 году резюме новозеландского режиссера и сценариста Тайки Вайтити уже украшали номинация на «Оскар» и пара инди-хитов, вампирская комедия «Реальные упыри» и бадди-комедия «Охота на дикарей». Но репутацию новой звезды и голливудский карт-бланш Вайтити заработал, сняв «Тор: Рагнарек» — возможно, первый фильм марвеловской киновселенной, в формуле которого нашлось место авторскому почерку. Окончательно осмелев, Тайка принялся ходить по студиям с написанной им несколькими годами ранее вольной адаптацией новозеландского романа «Зарешеченные небеса», главный герой которого — новобранец гитлерюгенда. Ситуация осложнялась тем, что и без того каверзный материал первоисточника Вайтити обогатил дерзким сценарным трюком: у мальчика появился воображаемый друг по имени Адольф Гитлер. В конце концов, у фильма нашелся прокатчик, в числе прочего поставивший режиссеру условие — фюрера будет играть он сам.

Первый взгляд: «Кролик Джоджо» (фото 4)
«Кролик Джоджо»

Сюжет

Вторая мировая война на исходе, но 10-летний Джоджо рвется в бой и вступает в отряд гитлерюгенда, которым лениво руководит капитан Кленцендорф. У Джоджо есть лучший друг, однако особенно сильно он дорожит другом воображаемым — веселым имбецилом Адольфом Гитлером. Он поддерживает мальчика, когда тот получает обидное прозвище Кролик или когда он неудачно бросает гранату, но когда выясняется, что мать Джоджо прячет дома еврейскую девушку, в доселе идиллических отношениях юного нациста и фальшивого фюрера возникает трещина.

Первый взгляд: «Кролик Джоджо» (фото 7)
«Кролик Джоджо»

Фильм

Сатира Вайтити начинается под песню The Beatles на немецком и с ходу находит свой глубоко специфический баланс между основополагающим и абсурдным. Явно понимая, с какого рода огнем он играет, режиссер делает это, не запинаясь и не моргая: да, Гитлер тут исключительно для смеха — и да, не хохотать над сценами с его участием невозможно. На философские претензии в адрес его фильма Вайтити отвечает просто: его Гитлер существует в голове 10-летнего ребенка и реальным воплощением всамделишного зла не может быть по определению. А популярную аналогию с «Жизнь прекрасна» Бениньи новозеландец охотно продвигал еще на стадии переговоров со студиями (потому что «американцам нужно все объяснять и с чем-нибудь сравнивать — собственной фантазии у них нет»).

Первый взгляд: «Кролик Джоджо» (фото 10)
«Кролик Джоджо»

Как бы то ни было, «Кролик Джоджо» оказывается большим, чем сумма его гэгов. Это еще и нежное кино о взрослении — с горечью первой потери и расправляющими крылья бабочками первой любви. Это и дружный строй блестящих актерских работ: Скарлетт Йоханссон и Сэм Рокуэлл традиционно хороши, Томасин Маккензи оправдывает все авансы, выписанные ей после прошлогоднего прорыва в «Не оставляй следов», а дебютанты доказывают, что с юными актерами Вайтити работает лучше подавляющего большинства режиссеров. На каждое сомнительное решение (тут есть пара неприятных моментов и один откровенно манипулятивный кадр) приходится дюжина отличных, от сценарных до технических. Это Уэс Андерсон, нашедший общий язык с Тарантино образца «Бесславных ублюдков», и когда дело дойдет до еще одной нетленки на немецком, «Кролик Джоджо» переплюнет их обоих.

Первый взгляд: «Кролик Джоджо» (фото 12)
«Кролик Джоджо»

Awards Watch

Несмотря на противоречивые отзывы критиков, триумф на TIFF должен гарантировать «Кролику Джоджо» как минимум номинацию на «Оскар» и сделать Вайтити одним из фаворитов в категории «Лучший адаптированный сценарий». Вполне вероятно, что не обойдется без него и режиссерский Топ-5, а среди актеров лучшие шансы на номинацию у Маккензи. Наконец, вряд ли останутся без внимания академиков здешние костюмы — спорящие с гардеробом «Однажды... в Голливуде» в экранной дисциплине «вырви глаз».

Первый взгляд: «Кролик Джоджо» (фото 15)
«Кролик Джоджо»