На этой неделе на HBO (за океаном) и «Амедиатеке» (в России) дебютировал третий сезон созданной телевизионным титаном Райаном Мерфи антологии «Американская история преступлений» — хроника секс-скандала, увенчавшегося попыткой импичмента 42-го президента США Билла Клинтона. Критик ELLE делится первыми впечатлениями об «Импичменте», чьей главной звездой, похоже, станет давняя любимица шоураннера Сара Полсон.
Предыстория
Даже по меркам сертифицированной суперзвезды «золотой эры телевидения» Райана Мерфи («Части тела», «Хор», «Голливуд») антология «Американская история преступлений» — один из его самых успешных проектов. Объединив две крупнокалиберные поп-культурные обсессии, жанр true crime и институт знаменитостей, сериал успел запомниться двумя более («Народ против О. Джея Симпсона») или менее («Убийство Джанни Версаче») ударными сезонами, выигравшими в общей сложности 16 «Эмми» (и пару «Золотых глобусов» на сдачу). Третьей такой «Историей» должна была стать хроника последствий урагана «Катрина», но, возможно, в какой-то момент Мерфи разузнал, что ими уже вдохновлен великий сериал «Тримей» другого именитого шоураннера Дэвида Саймона («Прослушка»). Как бы то ни было, позапрошлым летом было окончательно подтверждено, что сюжетом третьего сезона «Американской истории преступлений» окажется скандал имени Билла Клинтона и Моники Левински (вошедшей в число продюсеров шоу). Его сценаристкой стала имеющая театральный бэкграунд Сара Берджесс, а на главные роли были утверждены Бини Фелдштейн («Образование», «Леди Берд») и, куда без нее, Сара Полсон.
Сюжет
«Импичмент» погружает в очередную «Историю» с нескольких сторон и под альтернативными углами зрения. В январе 1998 года Левински (Фелдштейн) готовится ко встрече с Линдой Трипп (Полсон), оказываясь вместо этого в ловушке ФБР. Первая встреча Моники и Линды состоялась двумя годами ранее в Пентагоне, куда обеих — в разное время и по разным причинам — сослали из Белого дома. Трипп — ветеран Западного крыла, которой комфортно работалось при Буше-старшем, но не при Билле Клинтоне. Левински — стажерка Белого дома, о которой станет что-то известно только на последней минуте первого эпизода. Обеим явно есть что рассказать — причем написать об этом книгу спорадически подумывает одна (под влиянием литературного агента в исполнении Марго Мартиндейл), а напишет в итоге другая. Еще раньше, в 1993 году, некто Пола Джонс (Аннали Эшфорд) безуспешно ждет от Клинтона извинений за их встречу двухлетней давности, после чего — с подачи спущенных с цепи республиканских псов и собственного мужа (Таран Киллам) — подает на 42-го президента США в суд за сексуальные домогательства.
Сериал
Всем, кто ждал любимых артистов в ролях президента и первой леди, придется подождать еще: играющие Билла и Хиллари оскаровский номинант Клайв Оуэн и звезда «Клана Сопрано» Или Фалько появляются в кадре на пару мгновений. Те, кто думал, что спродюсированный Левински сериал будет в основном о ней, тоже не угадали: как минимум в первом эпизоде героиня Фелдштейн остается на втором плане. На первый же сразу выходит Трипп — номинальная злодейка очередной рассказываемой Мерфи истории в самоотверженном исполнении его серийной музы Полсон.
Вопреки обыкновению, Сару за «Импичмент» не хвалят — главным образом, из-за враждебного новой этике «толстого костюма» и в целом перестаравшихся гримеров (еще один антихит — это накладной нос Эшфорд), но не только. Изменив актрису до неузнаваемости, Мерфи, похоже, не учел два момента: то, что к этому моменту примерно все привыкли видеть ее в роли его музы, и то, что даже у самых талантливых актеров (а талант Полсон сомнению не подвергается) не всегда получается играть карикатуру.
Главная проблема нового сезона, вероятно, так или иначе сведется к героине Полсон. Как ни крути, а «Народ против О. Джея Симпсона» и «Убийство Джанни Версаче» безошибочно вписывались в цайтгайст, рассказывая не только о вынесенных в заголовки преступлениях, но и о параллельных им явлениях — расизме, гомофобии, — которые прискорбным образом отказываются утрачивать актуальность. «Импичмент» в этом смысле виделся комментарием на тему #MeToo, но непохоже, что олицетворением зла тут будет Клинтон: Оуэн для этого чересчур харизматичен, а роль его слишком второплановая.
«Импичмент» очень старается, переводя стрелки на Трипп — объясняющими ее мотивацию заходом издалека (история с самоубийством Винса Фостера) и крупными планами кухни Белого дома при Клинтонах. Но отношение к ней у сериала отчетливо амбивалентное: местами она мстительная грымза, коверкающая чужие жизни из чистой вредности, а где-то — явно сломанные, но дважды в день показывающие верное время часы американской демократии. Возможно, именно теперешнее состояние этой самой демократии — а вовсе не импичмент — и является очередным заинтересовавшим Мерфи преступлением.