В эфир вышел «Фосси/Вердон» — биографический мини-сериал, рассказывающий о буднях Бродвея (и — по касательной — Голливуда) сквозь призму бурных отношений режиссера и хореографа Боба Фосси и танцовщицы Гвен Вердон. Критик ELLE делится первыми впечатлениями об одном из главных шоу года.


Предыстория

Боб Фосси — танцор, знаменитый хореограф и еще более успешный режиссер, остающийся единственным человеком, выигравшим премии «Оскар», «Тони» и «Эмми» в течение одного (1973) года, а несколько лет спустя награжденный еще и Золотой пальмовой ветвью Канн. Гвен Вердон — легендарная танцовщица, в день смерти которой на Бродвее в ее честь погасили все главные огни. Вдвоем они составили одну из самых ярких и важных пар в истории заокеанской индустрии развлечений, пережили немало взлетов и падений и воспитали дочь Николь Фосси, в итоге ставшую одним из продюсеров посвященного ее родителям и дебютировавшего на прошлой неделе мини-сериала. Вдохновленное книгой «Фосси» Сэма Уоссона и созданное недавними лауреатами «Тони» Стивеном Левенсоном («Дорогой Эван Хансен») и Томасом Каилом («Гамильтон»), шоу восстанавливает историческую справедливость, делая Боба и Гвен равновеликими персонажами, чьи личные отношения напоминали американские горки, а профессиональные — сделали Бродвей таким, каким мы его знаем.

Первый взгляд: «Фосси/Вердон» (фото 4)

Сюжет

«Фосси/Вердон» начинается в 1971 году, когда Боб (Сэм Рокуэлл с одной из худших причесок в истории парикмахерского искусства), едва не разоривший киностудию Universal своим режиссерским дебютом «Милая Чарити», убеждает голливудских боссов доверить ему съемки «Кабаре». Это он, поставленный в Берлине времен Веймарской республики мюзикл с Лайзой Миннелли, заработает сначала скандальную славу, а затем восемь «Оскаров», включая режиссерский для Фосси, но рождался «Кабаре» в муках. Фосси ругался с продюсером (Пол Райзер), плевал на пожелания студии, искал актрис в берлинских борделях и открыто изменял жене Гвен — при этом четко осознавая, что без нее (Мишель Уильямс) у него совсем ничего не получается. Во втором эпизоде отношения Боба и Гвен продолжат осложняться, но получат многое объясняющую предысторию — о том как она, новоиспеченная обладательница «Тони», познакомилась с амбициозным хореографом, женатым на умирающей звезде Бродвея Джоан МакКрекен (Сьюзен Миснер), и пообещала ему расстаться с бойфрендом, если он бросит жену.

Первый взгляд: «Фосси/Вердон» (фото 6)

Сериал

Поначалу напоминая что-то в духе позапрошлогодней «Вражды» с Джессикой Лэнг и Сьюзен Сарандон в ролях голливудских конкуренток Джоан Кроуфорд и Бетти Дэвис, «Фосси/Вердон» довольно скоро дает понять, что его лепили из другого теста — не конвейерного телевизионного, а поднимающегося по своим правилам бродвейского. Интенсивный, «чем больше, тем лучше», монтаж может показаться чрезмерным, пока не понимаешь, что он выполняет не преимущественно тошнотворную (как, например, в «Острых предметах»), а конкретную сюжетную функцию — сначала объясняющую гений Фосси образца «Кабаре», а затем корни их с Вердон супружеских проблем. При этом лучшие сцены — вроде первой встречи Боба и Гвен или репетиции одного из номеров мюзикла «Чертовых янки» — не злоупотребляют техническими уловками, а наводят фокус на то, что действительно интересно: бродвейскую кухню.

С романтической линией все, как обычно, сложнее: мало для кого секрет, что Фосси был бабником и порядочной сволочью, но, к чести создателей шоу, они не демонизируют Боба и не канонизируют Гвен. Вместо этого Фосси предстает персонажем сродни герою Брэдли Купера из «Звезда родилась»: далеким от совершенства, где-то неприятным, местами жалким, но живым, настоящим и по-своему обаятельным. А Вердон соответственно — его не слепо, но очарованной музой и творческим партнером: каким бы великим режиссером ни слыл Боб, шоу настаивает на том, что женщины вообще и Гвен в частности сыграли в его успехах ключевую роль. В свою очередь итоговый успех «Фосси/Вердона» очевидным образом зависит от занятых в сериале звезд, и как минимум Рокуэлл с Уильямс пока что играют выше всяких похвал — щедро демонстрируя отличающие обоих технику и диапазон.