На кинофестивале в Торонто показали «Джокера» — вдохновленный голливудской классикой психологический триллер с Хоакином Фениксом в роли его жизни. Кинокритик ELLE делится впечатлениями об одном из главных фильмов 44-го TIFF и 2019 года.

Предыстория

Прежде чем объединить усилия, взявшись за фильм о Джокере, и Тодд Филлипс, и Хоакин Феникс не раз отказывались от участия в адаптациях комиксов. Режиссер трилогии «Мальчишник в Вегасе» — потому что фильмы о супергероях для него слишком «громкие». Трижды номинант «Оскара» — потому что не хотел связываться с долгоиграющими франшизами (в разные годы Хоакину предлагали роли Халка и Доктора Стрэнджа). Однако их обоих заинтересовала идея подмены понятий — так называемого character study (грубо говоря, кинопортрета) вместо блокбастера, и извечный антагонист Бэтмена подходил для этого эксперимента лучше всего. В DC Comics согласились: во-первых, все их попытки сыграть с киновселенной Marvel на ее поле заканчивались более или менее плачевно, а во-вторых, Филлипс пообещал уложиться в скромный по меркам супергеройского жанра бюджет.

Первый взгляд: «Джокер» (фото 3)
«Джокер»

Сюжет

Из комиксов DC в фильм Филлипса перекочевал разве что Готэм-Сити, но даже вымышленная родина Бэтмена оказалась глубоко погруженной в реальность. Ею стал Нью-Йорк рубежа 1970-х и 1980-х — если еще конкретнее, канонических работ Мартина Скорсезе и Сидни Люмета. Именно на увековеченных ими злых улицах вырос Артур Флек (Феникс) — болезненно тощий, психически больной, забытый обществом юноша, который мечтает о будущем комика, за гроши работая клоуном. Артур живет с матерью (Фрэнсис Конрой), заглядывается на красивую соседку (Зази Битц), а его по сути единственное развлечение — вечернее ток-шоу, которое ведет телевизионная суперзвезда Мюррей Франклин (Роберт Де Ниро). С Артуром случаются приступы патологического смеха, но в остальном про таких говорят «мухи не обидит». Но однажды он ответит на нанесенную ему самому обиду — и Готэм больше никогда не будет прежним.

Первый взгляд: «Джокер» (фото 5)
«Джокер»

Фильм

Де Ниро тут, понятно, неспроста. Играя небольшую и ничем не выдающуюся роль, он выполняет важнейшую символическую функцию — своеобразного медиатора между классикой Скорсезе (а именно «Таксистом» и «Королем комедии») и фильмом Филлипса. Хотя его «Джокера» можно смело назвать и фильмом Феникса — до того монументальным вышел этот его перформанс, имеющий крайне мало общего с номинально родственными ему ролями Джека Николсона и Хита Леджера. Похудев на 24 кило, Хоакин усугубил свою выдающуюся мимику (с лучшими из здешних сцен может сравниться разве что его работа в «Мастере» П.Т. Андерсона) удивительной пластикой.

Первый взгляд: «Джокер» (фото 7)
«Джокер»

Общаясь с аудиторией после показа на TIFF, режиссер назвал актера не меньшим, чем его герой, «агентом хаоса» и попал в точку: от играющего очередного американского психопата Феникса не оторваться. В этом, как можно догадаться, и проблема. Джокер может сколько угодно брать пример с Трэвиса Бикла из «Таксиста» (у него в голове исключительно «негативные мысли», он одинок и неуклюж в общении с понравившейся ему девушкой) или Руперта Папкина из «Короля комедии» (обойдемся без спойлеров), но это не отменяет того, что «Джокер» — одна из самых громких премьер 2019 года. А в год, когда проблема вооруженного насилия стоит острее, чем когда-либо, даже самое красноречивое предложение сопереживать ее экранному инициатору (а попробуй тут не сопереживать, когда его играет один из лучших актеров наших дней) обречено на нравственный парадокс. «Джокер» — захватывающий, превосходный, где-то даже упивающийся собственной крутизной фильм, но разговаривать после его просмотра все будут не о дюжем финальном твисте, а о том, что именно он сообщает на злобу дня.

Первый взгляд: «Джокер» (фото 9)
«Джокер»

Awards Watch

Феникс обязан претендовать на «Оскар» лучшему актеру, а исландку Хильдур Гуднадоттир («Чернобыль») очень хочется видеть среди номинанток в категории «Лучшая оригинальная музыка». Все остальное зависит от того, в какую степь — кинематографическую или политическую — вырулит связанная с «Джокером» общественная дискуссия (но среди номинантов на самый главный «Оскар» фильм скорее ждут, чем нет).

Первый взгляд: «Джокер» (фото 11)
«Джокер»