27 марта в Голливуде в 94-й раз раздадут премии «Оскар». Подводя итоги еще одного марафонского забега за золотыми истуканами, кинокритик ELLE Сергей Степанов рассказывает о каждой из 20 полнометражных категорий грядущей церемонии. В первой части традиционного обзора — все о лучших актерах, дизайне костюмов, звуке, визуальных эффектах, гриме и прическах 2021 года.

Лучшая мужская роль

Победит: Уилл Смит, «Король Ричард». Один из самых успешных актеров в голливудской истории продолжает демонстрировать завидный КПД: из четырех сыгранных им главных ролей в байопиках три удостоились номинаций на «Оскар». Уступив Дензелу Вашингтону (20 лет назад) и Форесту Уитакеру (пятью годами позже), свой третий шанс Уилл, похоже, не упустит: роль отца и тренера Винус и Серены Уильямс — не только лучшая, но и самая захваленная в его карьере.

Может победить: Бенедикт Камбербэтч, «Власть пса». Но вестерн Джейн Кэмпион возглавляет оскаровский пул с дюжиной номинаций, а ставший его главным украшением англичанин забрался во «Власти пса» на собственный пик формы.

Достоин победы: Уилл Смит, «Король Ричард».

Достоин номинации: Саймон Рекс, «Красная ракета».

Лучший дизайн костюмов

Победит: «Круэлла». Очередной диснеевский авторемейк считался фаворитом этой категории с момента его весенней премьеры, и с тех пор изменилось немногое. Костюмы номинированной в 11-й раз (и побеждавшей дважды) Дженни Беван — сразу бросающееся в глаза достоинство фильма, посвященного к тому же не абы кому, а начинающему модельеру.

Может победить: «Дюна». Но фильм Дени Вильнева может победить где угодно — даже в категории, где обычно доминируют костюмные драмы. Свежие в памяти триумфы Рут Е. Картер («Черная Пантера») и той же Беван («Безумный Макс: Дорога ярости») дают понять, что не лишенные мозгов блокбастеры здесь тоже приветствуются.

Достоин победы: «Круэлла».

Достоин номинации: «Спенсер».

Лучший грим и прически

«Оскар-2022»: кто победит и кто этого достоин, часть 1
«Глаза Тэмми Фэй»

Победит: «Глаза Тэмми Фэй». Не секрет, что победы гримеров регулярно сопровождают триумфы актеров, которых они гримировали. И хотя Джессика Честейн — далеко не бесспорный фаворит одной из самых непредсказуемых оскаровских гонок, грим и прически — важные элементы ее технически безупречного перформанса.

Может победить: «Круэлла». Но гильдия гримеров предпочла недобравшему в прокате байопику диснеевский хит — причем в категории «Лучший грим», оставив прически за скобками. Мнения членов гильдии и всей Киноакадемии совпадают часто, но не всегда: скажем, за прически гильдия наградила фильм «В роли Рикардо», которого среди оскаровских номинантов нет.

Достоин победы: «Глаза Тэмми Фэй».

Достоин номинации: «В роли Рикардо».

Лучшие визуальные эффекты

«Оскар-2022»: кто победит и кто этого достоин, часть 1
«Дюна»

Победит: «Дюна». Вполне вероятно, что «Дюне» под силу выиграть во всех трех уже упомянутых визуальных категориях, но если тамошним костюмам и гриму предстоит иметь дело с предвзятостью по адресу sci-fi, то тут история обратная, и переживать по поводу чьих-то предрассудков должна 25-я серия бондианы (выигравшей свой единственный «Оскар» за спецэффекты в 1960-х). «Дюна» должна выиграть за явным преимуществом.

Может победить: «Человек-паук: Нет пути домой». Но эта категория — единственный шанс наградить самый кассовый фильм года. Если, конечно, не воспринимать всерьез придуманные Киноакадемией утешительные призы, обладателей которых определят пользователи твиттера.

Достоин победы: «Дюна».

Достоин номинации: «Вечные».

Лучший звук

«Оскар-2022»: кто победит и кто этого достоин, часть 1

Победит: «Дюна». Объединив две звуковые категории в одну, академики предельно упростили выбор ее победителя. Прошлогодний триумф инди-драмы «Звук металла» был приятной аберрацией — в девяти случаях из десяти первенствовать тут будет лучший из фильмов, на которые ломились IMAX-залы. К тому же, над саунд-дизайном «Дюны» работали исключительно гранды профессии: для всех пятерых это не первая номинация на «Оскар», а двое его уже выигрывали.

Может победить: «Вестсайдская история». Мюзикл — еще один жанр, к которому звуковые категории традиционно благосклонны, но теперь их вдвое меньше, и понять, изменился ли из-за этого привычный расклад, пока сложно. Как бы то ни было, звучит очередной шедевр Стивена Спилберга не хуже, чем выглядит.

Достоин победы: «Вестсайдская история».

Достоин номинации: «Тихое место 2».