Стиль жизни

Гастрономические тренды, популярные маршруты для путешествий, ультрамодные гаджеты, интерьерные тренды и автомобильные тест-драйвы.

«Оскар»-2019: Как устроены фильмы Йоргоса Лантимоса

Как устроен режиссерский стиль оскаровского номинанта и любимца Каннского кинофестиваля

31 января в российский прокат вышел новый фильм греческого режиссера Йоргоса Лантимоса «Фаворитка» с Эммой Стоун в роли придворной карьеристки XVIII века при британской королеве Анне. Эта картина — один из главных участников нынешней оскаровской гонки, она претендует на победу в десяти номинациях. Лантимос — уже почти культовый режиссер с оригинальным ярко выраженным стилем: просмотрев даже десять минут любой его картины, сразу узнаешь манеру автора. ELLE рассказывает об особенностях режиссерского стиля Йоргоса Лантимоса, снявшего, помимо «Фаворитки», культового «Лобстера» и «Убийство священного оленя».

Странное мироустройство

«Оскар»-2019: Как устроены фильмы Йоргоса Лантимоса (фото 2)

Кадр из фильма «Лобстер»

О фильмах Лантимоса часто говорят как о «странных», «эксцентричных» и «дезориентирующих» — эти слова точно описывают реальность, которую он создает в своих картинах. Он конструирует ее внешне привычной и понятной зрителю, но с развитием сюжета в сюжетной ткани появляются все новые «баги» — абсурдные правила существования этой реальности и парадоксальные действия героев.

«Оскар»-2019: Как устроены фильмы Йоргоса Лантимоса (фото 4)

Кадр из фильма «Клык»

Лантимосовская реальность почти всегда создается самими людьми — в рамках одной семьи, как в «Клыке», где родители держат своих детей дома, взаперти от остального мира, и воспитывают их по очень странным принципам, или целым обществом, как в «Лобстере», где люди будущего обязаны жить в парах иначе будут обращены в животных. В «Фаворитке» двор королевы Анны — что исторически, что в кино — это отдельный замкнутый мир, создающийся придворными и имеющий мало общего с устройством внешнего мира. Сам Лантимос избегает внятных объяснений происходящего в его фильмах, позволяя зрителям строить собственные предположения.

Мрачное чувство юмора

«Оскар»-2019: Как устроены фильмы Йоргоса Лантимоса (фото 7)

Кадр из фильма «Лобстер»

К фильмам Лантимоса сложно прилепить жанровые ярлыки — слишком много всего в них намешано. Дэвид Линч, однако, как-то раз заявил, что работы Лантимоса — отличные комедии. Что ж, мрачный юмор и правда неотъемлемая часть его режиссерского стиля. Сам Лантимос видит его как способ подчеркнуть конфликты внутри фильма и стимулировать мыслительные процессы у аудитории. Реальность, которую создает режиссер, может быть не похожа на нашу, но высмеивает она именно наш мир — через иносказания и гиперболы. И чем больше сходств между абсурдными событиями на экране и реальным миром ты замечаешь, тем менее комфортно ощущаешь себя.

Безэмоциональность и несуразные диалоги

«Оскар»-2019: Как устроены фильмы Йоргоса Лантимоса (фото 10)

Кадр из фильма «Лобстер»

У Лантимоса актеры играют почти безэмоционально — и это тоже часть его киноязыка. Его герои сдержаны, будто чувствуют свою неуместность в мире, в котором живут, и испытывают постоянную неловкость в окружении других людей и хотят скрыть от них свои истинные сущность и чувства. Если учесть, что Лантимос постоянно выражает в своих фильмах обеспокоенность слабостями и пороками человечества, то скрытность кажется логичной. Диалоги героев часто похожи на вышедший за рамки разумного small talk, механический и в общем-то бессмысленный, будто коллажист приклеил случайные слова к фотографии случайного человека. Это подчеркивает нелепость персонажей и ситуаций, играет на умножение комического эффекта.

Ощущение подсматривания

«Оскар»-2019: Как устроены фильмы Йоргоса Лантимоса (фото 13)

Просмотр фильмов Лантимоса неизменно вызывает ощущение вуайеристского акта, будто зритель подглядывает за героями. Многие сцены показаны издалека и камера часто снимает с таких точек, куда обычно помещают камеры наблюдения или скрытые камеры, и обязательно есть моменты, когда камера следует за героем по длинному коридору. Ощущение подсматривания усиливает любовь Лантимоса к «урезанию» фигур героев в кадре — он часто показывает их без голов или вообще сосредотачивается только на ногах, как если бы подглядывал в щель, ограничивающую видимость.

«Оскар»-2019: Как устроены фильмы Йоргоса Лантимоса (фото 15)

Кадр из фильма «Фаворитка»

Умеренное использование музыки

«Оскар»-2019: Как устроены фильмы Йоргоса Лантимоса (фото 17)

Кадр из фильма «Альпы»

В первых фильмах Лантимоса вообще не было саундтрека, в них звучала внутрикадровая музыка, например, когда в «Альпах» гимнастка тренировалась под фонограмму или когда в «Клыке» отец семейства слушал музыку в машине. Иногда Лантимос оставляет сцены вовсе без звука, делая изображение более выразительным, более «громким», заставляя сосредоточиться на происходящем на экране, подчеркивая его нелепость.

Режиссер начал довольно умеренно использовать саундтрек в своем первом англоязычном фильме «Лобстер» и продолжил во всех последующих работах. Лантимос отдает предпочтение классической музыке разных эпох — в его англоязычных картинах звучат сочинения Шостаковича, Шнитке, Баха, Шуберта, Перселла и других композиторов. Впрочем, режиссер не чурается и поп-музыки, но, как правило, она идет как внутрикадровая, а не как саундтрек. В любом случае, у Лантимоса вся музыка работает на комический эффект.

Насилие и секс

«Оскар»-2019: Как устроены фильмы Йоргоса Лантимоса (фото 20)

Кадр из фильма «Альпы»

Лантимоса часто сравнивают с Ларсом фон Триером и Михаэлем Ханеке из-за провокационности — натуралистичных сцен насилия и секса и черного юмора на грани цинизма, но все же фильмы Лантимоса кажутся гораздо более склонными к диалогу со зрителем, чем к попыткам его раздражать.

Неспешность

«Оскар»-2019: Как устроены фильмы Йоргоса Лантимоса (фото 23)

Кадр из фильма «Убийство священного оленя»

В 2012-м на кинофестивале в Гетеборге режиссер посоветовал собравшимся устанавливать камеру так, чтобы можно было снять разом как можно больше информации минимальным количеством дублей. В фильмах Лантимоса много сцен, снятых одним долгим планом, и режиссер не делает перебивок общих планов крупными, что могло бы создать ощущение динамичности, это точно не то, к чему он стремится. Его картины создает ощущение неспешности и вязкости времени, будто это желе или смола, и герои застряли внутри. Так Лантимос усиливает чувство, что мир на экране — это другая реальность.

Elle

Хёрст Шкулёв Паблишинг

Москва, ул. Шаболовка, дом 31б, 6-й подъезд (вход с Конного переулка)

Материалы по темам

Оставайтесь в курсе новых событий в мире звезд, моды и красоты

Получать уведомления

X
Поздравляем!
Вы успешно подписались на рассылку ELLE
Поздравляем!
Вы успешно подписались на рассылку ELLE Decoration
Извините, произошла ошибка!
Попробуйте еще раз
Добро пожаловать!
Регистрация прошла успешно.
Извините,
произошла ошибка!
Пробуйте еще раз