"Концовку "Оскара-2017" написал я", - сострил в своем твиттере М. Найт Шьямалан, и поверить маэстро "твистов" гораздо проще, чем собственным глазам. Но, похоже, придется: во-первых, лучшим фильмом минувшего года действительно назван не "Ла-Ла Ленд", а "Лунный свет". А, во-вторых, достоянием общественности этот факт стал не после открытия надлежащего конверта, а по окончании победных спичей продюсеров "Ла-Ла Ленда". Последние, не рухнув в обморок, передали статуэтки ошарашенным конкурентам, те, несмотря ни на что, тоже что-то сказали, а либеральный Голливуд и миллионы зрителей в унисон подумали об одном: ах, если бы что-нибудь подобное случилось в ночь выборов 45-го президента США.

«Ла-Ла Ленд»
«Ла-Ла Ленд»

Абсолютный, бесспорный, безоговорочный фаворит призового сезона вообще и 89-й оскаровской церемонии в частности, "Ла-Ла Ленд" ожидаемо собрал самый весомый улов (шесть статуэток, включая Дэмиену Шазеллу за лучшую режиссуру, Эмме Стоун за лучшую женскую роль и Джастину Гурвицу в обеих музыкальных категориях), но остался при этом не только без исторических рекордов, но и без самого главного "Оскара" - который, как казалось примерно всем, был ему гарантирован. Вместо этого плакатный для diversity год увенчался внезапным триумфом "Лунного света" - малобюджетной интимной драмы без единого белого лица (также награжденной за лучший адаптированный сценарий и лучшую мужскую роль второго плана в исполнении Махершалы Али).

«Лунный свет»
«Лунный свет»

Квартет обладателей актерских "Оскаров" укомплектовали Виола Дэвис из "Оград", шансам которой с самого начала призового сезона не угрожал вообще никто, и Кейси Аффлек из "Манчестера у моря", который тоже давно ходил в фаворитах своей категории, но в последние недели нашел серьезнейшего конкурента в лице звезды (и постановщика) тех же "Оград" Дензела Вашингтона, упустившего шанс встать вровень с Ингрид Бергман, Мерил Стрип и Джеком Николсоном с тремя победами. Второй "Оскар" "Манчестеру у моря" принес его режиссер Кеннет Лонерган, озолоченный за лучший оригинальный сценарий.

Виола Дэвис
Виола Дэвис
Кейси Аффлек
Кейси Аффлек

Сюрпризы Академия начала преподносить с первых минут - с ходу обидев "Ла-Ла Ленд" в ключевых для его шансах на рекорд "Бен-Гура" и "Титаника" категориях вроде "Лучший дизайн костюмов" (где сенсационно первенствовали Колин Этвуд и "Фантастические твари") и "Лучший звук" (где победила военная драма "По соображениям совести"). Выиграв еще и "Оскар" за лучший монтаж, камбэк Мела Гибсона в какой-то момент оказался единственным фильмом, награжденным дважды, а уничтоженный критиками и номинированный на пару "Золотых малин" "Отряд самоубийц" тем временем прибрал к рукам статуэтку за лучший грим.

«По соображениям совести»
«По соображениям совести»

Существенно более предсказуемыми были имена обладателей соседних "Оскаров" за лучший иностранный и лучший анимационный фильм - победили в той или иной степени антагонистичные теперешней американской власти иранец Асгар Фархади с "Коммивояжером" и диснеевские аниматоры со "Зверополисом". Само собой, не обошлись без своих - законных - "Оскаров" - еще один диснеевский хит, награжденная за лучшие визуальные эффекты "Книга джунглей", и документальный эпос "О. Джей: Сделано в Америке". И даже "Прибытие" - которому, по всеобщему мнению, не светило ничто, - убыло из Dolby Theatre не с пустыми руками (а со статуэткой за лучший монтаж звука).

«Коммивояжер»
«Коммивояжер»

Однако все это, конечно, померкло на фоне последних минут продолжавшейся без малого четыре часа церемонии - когда голливудские легенды Фэй Данауэй и Уоррен Битти получили не тот конверт и назвали не того победителя. Блестяще справившийся с работой хозяина шоу Джимми Киммел в шутку взял на себя ответственность за, вероятно, главную организационную катастрофу в 89-летней истории Киноакадемии, но комментарии, скорее всего, еще последуют. Подробности - в традиционном обзоре главных моментов шоу, а пока - полный список очередных обладателей премии "Оскар":

Лучший фильм - "Лунный свет"

Лучшая режиссура - Дэмиен Шазелл, "Ла-Ла Ленд"

Лучшая мужская роль - Кейси Аффлек, "Манчестер у моря"

Лучшая женская роль - Эмма Стоун, "Ла-Ла Ленд"

Лучшая мужская роль второго плана - Махершала Али, "Лунный свет"

Лучшая женская роль второго плана - Виола Дэвис, "Ограды"

Лучший оригинальный сценарий - "Манчестер у моря"

Лучший адаптированный сценарий - "Лунный свет"

Лучшая операторская работа - "Ла-Ла Ленд"

Лучший монтаж - "По соображениям совести"

Лучшие декорации - "Ла-Ла Ленд"

Лучший дизайн костюмов - "Фантастические твари и где они обитают"

Лучший грим и прически - "Отряд самоубийц"

Лучшая оригинальная музыка - "Ла-Ла Ленд"

Лучшая оригинальная песня - "City of Stars", "Ла-Ла Ленд"

Лучший монтаж звука - "Прибытие"

Лучший звук - "По соображениям совести"

Лучшие визуальные эффекты - "Книга джунглей"

Лучший анимационный фильм - "Зверополис"

Лучший фильм на иностранном языке - "Коммивояжер" (Иран)

Лучший документальный фильм - "О. Джей: Сделано в Америке"

Лучший короткометражный игровой фильм - "Пой"

Лучший короткометражный анимационный фильм - "Песочник"

Лучший короткометражный документальный фильм - "Белые шлемы"