О ненависти, кино и красоте: разбираем сериал «Вражда: Бетт и Джоан»

В объективе ELLE – один из главных сериалов 2017-го: «Вражда: Бетт и Джоан». Рассказываем о гламурном голливудском стиле 1960-ых, отчаянной борьбе за славу двух кинодив и том, почему все это нужно увидеть своими глазами – если вы еще не успели посмотреть сериал

Хороших сериалов появляется все больше и, в этом смысле, они давно стали полноправными конкурентами фильмов. Даже с точки зрения актерского состава команды телепроектов перестали уступать полнометражным лентам, вспомнить хотя бы «Молодого папу», снятого Паоло Соррентино: участие Джуда Лоу – дорогого стоит, в прямом смысле слова. И все же, с точки зрения визуального воплощения и внимания к деталям сериалы долго не могли соперничать с картинами на широком экране. Отличный художник по костюмам и специалист по декорациям – это ведь как вишенка на торте. И «Вражда» Райана Мерфи, наконец, изменяет положение дел – впрочем, обо всем по порядку.

О чем сериал?

Один из главных телепроектов 2017-го посвящен противостоянию двух легендарных американских актрис, Джоан Кроуфорд (Джессика Лэнг) и Бетт Дэвис (Сьюзен Сарандон), на съемках триллера «Что случилось с Бэби Джейн?» 1962 года. Первая получила «Оскара» в 1946-ом за лучшую женскую роль в драме «Милдред Пирс», а вторая и вовсе была двукратной обладательницей знаменитой статуэтки – за фильмы «Опасная» и «Иезавель» 1936 и 1939 годов соответственно. Постаревшие и утратившие былую красоту и влияние (но не честолюбие), в начале 1960-ых две титулованные актрисы оказались абсолютно никому не нужны в Голливуде. Известные своим дурным характером, они стали лишними на «фабрике грез»: тогда еще сильнее, чем сегодня, был развит культ молодости и красоты – постаревшие женщины на экране были попросту не интересны. И мерилом здесь является не талант и масштаб личности, а внешность – поэтому один из владельцев крупной киностудии и спрашивает у режиссера Роберта Олдрича (Альфред Молин), который представляет интересы Кроуфорд и Дэвис: а с кем из них, собственно, вы хотели бы переспать, случись такое дело? С Кроуфорд? Не смешите меня – вы врете: ни с кем не захотели бы. А раз так, то и денег на съемки фильма со вчерашними звездами не нужно у меня просить.

Однако работа над ставшим впоследствии культовым психологическим триллером все же начались: масла в огонь подлил тот факт, что Кроуфорд и Дэвис люто ненавидели друг друга. И это добавило фильму плюсов: с одной стороны, женщины на экране играли убедительнее некуда (картина-то, как раз, о вражде двух состарившихся актрис, запертых в одном доме), а с другой – публика жаждала подробностей об их противостояния в реальной жизни. Удачное совпадение? – да просто идеальное. И здесь Бетт с Джоан не разочаровали зрителей: одна на съемочной площадке взаправду лупила напарницу ногами, так что та потом кашляла кровью и страдала от сломанного ребра, а другая, в ответ, изощренно унижала актрису в течение всей работы. Публика в восторге (в прокате лента собрала 9 миллионов долларов США, при бюджете в миллион, плюс – несколько номинаций на «Оскар»), а Кроуфорд с Дэвис, вернувшиеся в кино, просто счастливы возможности выместить друг на друге накопленную за долгие годы злость.

Собственно, работе над лентой (а также тому, что было после выхода фильма на экраны) и посвящены 8 серий телепроекта.


На публике Бетт Дэвис всегда держалась куда сдержаннее своей улыбчивой напарницы Джоан Кроуфорд

Декорации и стиль

Еще до того, как начинаешь погружаться в сам сюжет, в глаза сразу бросается внешнее совершенство проекта. И, главное, не только красота выверенных кадров, но и та продуманность, с которой подобрана одежда, обставлены интерьеры, нанесен макияж – словом, есть, от чего получить визуальное наслаждение (прекрасные 1960-ые), и над чем подумать. Кстати, все это вполне закономерно, так как Райан Мерфи, автор проекта, знаменитый по «Американской истории ужасов» и «Американской истории преступления», собрал отличную команду профессионалов. Так, художником-постановщиком стала Джуди Бекер, съевшая собаку на стилизации фильмов, действие которых происходит в различных исторических эпохах: она работала над знаменитой лентой «Горбатая гора» оскароносного Энга Ли, фильмом «Дурная слава» об эксцентричном писателе Трумэне Капоте, байопиком «Хичкок» с Энтони Хопкинсом и мелодрамой «Кэрол» с Кейт Бланшетт. За декорации отвечает Флоренция Мартин, успевшая поработать с Кейси Аффлеком над «Манчестером у моря» и задействованная в съемках продолжения сериала «Твин Пикс». От такой команды ничего, кроме отличного результата, ждать не приходится – и она вполне оправдывает возложенные ожидания.

Хотя общего между героинями Джессики Лэнг и Сьюзен Сарандон, действительно, много (их роднит ушедшая слава, честолюбие, горькая обида на жизнь и близящаяся старость), в сущности – они очень разные женщины по своей природе. И это лишний раз подчеркивается намеренным контрастом в цветах одежды: черное и белое, красное и голубое.

Слева – спальная комната Кроуфорд, справа – Дэвис

Джоан Кроуфорд, подвергшаяся отчимом сексуальному насилию в 11 лет, была знаменита тем, что сохраняла образ актрисы даже в реальной жизни, и в глубине души всегда оставалась мечтательницей. Отсюда – четыре неудачных брака, безупречный подбор нарядов, роскошные украшения с сотней сверкающих бриллиантов и постоянное, почти маниакальное, оправление одежды. А в ее доме преобладают голубые, серебряные, кремовые оттенки – создается чувство, словно бы прекрасное прошлое и грезы о возвращении славы актрисы покрылись тонким слоем пыли. Кстати, о пыли: любую грязь Джоан Кроуфорд абсолютно не переносила, точно Говард Хьюз в «Авиаторе», и потому вся мебель в ее особняке каждый вечер педантично одевалась прислугой в прозрачные хрустящие чехлы.

Быть всегда на высоте – девиз Джоан Кроуфорд
Интерьер гостиной актрисы в сериале "Вражда"
Очки Linda Farrow, шляпа Eugenia Kim, серьги Yana, перчатки Balenciaga, туфли SJP by Sarah Jessica Parker, сумка Maison Margiela, платье Carolina Herrera

Другой была Бетт Дэвис. Жадная до жизни, в отличие от Кроуфорд, она всегда «крепко стояла на земле», жила здесь и сейчас. Она много путешествовала, не очень хорошо разбиралась в моде и ненавидела светские вечеринки. Бетт относилась к тем людям, которые могли без обиняков высказать все человеку в лицо: она умела находить радость в прямолинейных грубостях и откровенном сарказме. Поэтому ее дом выдержан в коричнево-вишневой «земной» палитре оттенков, а самым ярким цветов в ее небрежном гардеробе является горчичный. Впрочем, когда нужно, Дэвис тоже умела собраться, прихорошиться, и выглядеть безупречно – но, все же, до образа некоронованной королевы, какой себя видела Кроуфорд, ей было далеко. И этим она брала – в этой как бы напускной простоте и кроется ее секрет обаяния.

Крутого нрава Бетт Дэвис боялись многие
В прямолинейности – ее сила
Блуза Gucci, браслет Marni, образ с показа Vetements Fall'17, очки Alice + Olivia, юбка Lisa Marie Fernandez, туфли No.21, браслет Balenciaga, сумка Dolce&Gabbana

Вместо эпилога

Стареющие звезды, оставленные славой и всеми забытые, тема вечная, и сказать здесь что-то новое – задача непростая. Сколько мы сами могли наблюдать подобных историй? Та же Джессика Лэнг долгое время пребывала на обочине кинематографа, хотя ей восхищались в 1980-ые, однако только Райан Мерфи смог вернуть ей успех, пригласив в сериал «Американская история ужасов». То же можно сказать и про Сьюзен Сарандон, или, например, о Людмиле Гурченко, если возвращаться в наш кинематограф, которая, кстати, своего Райана Морфи так и не дождалась. И все же, несмотря на знакомый сюжет, «Вражду» стоит смотреть. Здесь есть все, что необходимо успешному проекту: актеры первой величины, отличный сценарий, запоминающиеся декорации, фактурные герои. Да и, пока молод, за такими сюжетами интересно наблюдать – как за чем-то невероятным, не имеющим отношения лично к тебе.

Кстати, подругами Джоан и Бетт, вопреки традиционной голливудской моде на хэппи-энды, так и не стали. Говорят, когда Дэвис в 1977 году узнала о смерти Кроуфорд, она сказала: «О мертвых или хорошо, или ничего. Джоан Кроуфорд мертва. Хорошо!».