Хороших сериалов появляется все больше и, в этом смысле, они давно стали полноправными конкурентами фильмов. Даже с точки зрения актерского состава команды телепроектов перестали уступать полнометражным лентам, вспомнить хотя бы «Молодого папу», снятого Паоло Соррентино: участие Джуда Лоу – дорогого стоит, в прямом смысле слова. И все же, с точки зрения визуального воплощения и внимания к деталям сериалы долго не могли соперничать с картинами на широком экране. Отличный художник по костюмам и специалист по декорациям – это ведь как вишенка на торте. И «Вражда» Райана Мерфи, наконец, изменяет положение дел – впрочем, обо всем по порядку.

О ненависти, кино и красоте: разбираем сериал «Вражда: Бетт и Джоан»

О чем сериал?

Один из главных телепроектов 2017-го посвящен противостоянию двух легендарных американских актрис, Джоан Кроуфорд (Джессика Лэнг) и Бетт Дэвис (Сьюзен Сарандон), на съемках триллера «Что случилось с Бэби Джейн?» 1962 года. Первая получила «Оскара» в 1946-ом за лучшую женскую роль в драме «Милдред Пирс», а вторая и вовсе была двукратной обладательницей знаменитой статуэтки – за фильмы «Опасная» и «Иезавель» 1936 и 1939 годов соответственно. Постаревшие и утратившие былую красоту и влияние (но не честолюбие), в начале 1960-ых две титулованные актрисы оказались абсолютно никому не нужны в Голливуде. Известные своим дурным характером, они стали лишними на «фабрике грез»: тогда еще сильнее, чем сегодня, был развит культ молодости и красоты – постаревшие женщины на экране были попросту не интересны. И мерилом здесь является не талант и масштаб личности, а внешность – поэтому один из владельцев крупной киностудии и спрашивает у режиссера Роберта Олдрича (Альфред Молин), который представляет интересы Кроуфорд и Дэвис: а с кем из них, собственно, вы хотели бы переспать, случись такое дело? С Кроуфорд? Не смешите меня – вы врете: ни с кем не захотели бы. А раз так, то и денег на съемки фильма со вчерашними звездами не нужно у меня просить.

Однако работа над ставшим впоследствии культовым психологическим триллером все же начались: масла в огонь подлил тот факт, что Кроуфорд и Дэвис люто ненавидели друг друга. И это добавило фильму плюсов: с одной стороны, женщины на экране играли убедительнее некуда (картина-то, как раз, о вражде двух состарившихся актрис, запертых в одном доме), а с другой – публика жаждала подробностей об их противостояния в реальной жизни. Удачное совпадение? – да просто идеальное. И здесь Бетт с Джоан не разочаровали зрителей: одна на съемочной площадке взаправду лупила напарницу ногами, так что та потом кашляла кровью и страдала от сломанного ребра, а другая, в ответ, изощренно унижала актрису в течение всей работы. Публика в восторге (в прокате лента собрала 9 миллионов долларов США, при бюджете в миллион, плюс – несколько номинаций на «Оскар»), а Кроуфорд с Дэвис, вернувшиеся в кино, просто счастливы возможности выместить друг на друге накопленную за долгие годы злость.

Собственно, работе над лентой (а также тому, что было после выхода фильма на экраны) и посвящены 8 серий телепроекта.


На публике Бетт Дэвис всегда держалась куда сдержаннее своей улыбчивой напарницы Джоан Кроуфорд
На публике Бетт Дэвис всегда держалась куда сдержаннее своей улыбчивой напарницы Джоан Кроуфорд

Декорации и стиль

Еще до того, как начинаешь погружаться в сам сюжет, в глаза сразу бросается внешнее совершенство проекта. И, главное, не только красота выверенных кадров, но и та продуманность, с которой подобрана одежда, обставлены интерьеры, нанесен макияж – словом, есть, от чего получить визуальное наслаждение (прекрасные 1960-ые), и над чем подумать. Кстати, все это вполне закономерно, так как Райан Мерфи, автор проекта, знаменитый по «Американской истории ужасов» и «Американской истории преступления», собрал отличную команду профессионалов. Так, художником-постановщиком стала Джуди Бекер, съевшая собаку на стилизации фильмов, действие которых происходит в различных исторических эпохах: она работала над знаменитой лентой «Горбатая гора» оскароносного Энга Ли, фильмом «Дурная слава» об эксцентричном писателе Трумэне Капоте, байопиком «Хичкок» с Энтони Хопкинсом и мелодрамой «Кэрол» с Кейт Бланшетт. За декорации отвечает Флоренция Мартин, успевшая поработать с Кейси Аффлеком над «Манчестером у моря» и задействованная в съемках продолжения сериала «Твин Пикс». От такой команды ничего, кроме отличного результата, ждать не приходится – и она вполне оправдывает возложенные ожидания.

+1

Хотя общего между героинями Джессики Лэнг и Сьюзен Сарандон, действительно, много (их роднит ушедшая слава, честолюбие, горькая обида на жизнь и близящаяся старость), в сущности – они очень разные женщины по своей природе. И это лишний раз подчеркивается намеренным контрастом в цветах одежды: черное и белое, красное и голубое.

О ненависти, кино и красоте: разбираем сериал «Вражда: Бетт и Джоан» | галерея [2] фото [1]
О ненависти, кино и красоте: разбираем сериал «Вражда: Бетт и Джоан»
О ненависти, кино и красоте: разбираем сериал «Вражда: Бетт и Джоан»
Слева – спальная комната Кроуфорд, справа – Дэвис
Слева – спальная комната Кроуфорд, справа – Дэвис

Джоан Кроуфорд, подвергшаяся отчимом сексуальному насилию в 11 лет, была знаменита тем, что сохраняла образ актрисы даже в реальной жизни, и в глубине души всегда оставалась мечтательницей. Отсюда – четыре неудачных брака, безупречный подбор нарядов, роскошные украшения с сотней сверкающих бриллиантов и постоянное, почти маниакальное, оправление одежды. А в ее доме преобладают голубые, серебряные, кремовые оттенки – создается чувство, словно бы прекрасное прошлое и грезы о возвращении славы актрисы покрылись тонким слоем пыли. Кстати, о пыли: любую грязь Джоан Кроуфорд абсолютно не переносила, точно Говард Хьюз в «Авиаторе», и потому вся мебель в ее особняке каждый вечер педантично одевалась прислугой в прозрачные хрустящие чехлы.

Быть всегда на высоте – девиз Джоан Кроуфорд
Быть всегда на высоте – девиз Джоан Кроуфорд
Интерьер гостиной Джоан Кроуфорд в сериале "Вражда"
Интерьер гостиной актрисы в сериале "Вражда"
О ненависти, кино и красоте: разбираем сериал «Вражда: Бетт и Джоан»
Очки Linda Farrow, шляпа Eugenia Kim, серьги Yana, перчатки Balenciaga, туфли SJP by Sarah Jessica Parker, сумка Maison Margiela, платье Carolina Herrera

Другой была Бетт Дэвис. Жадная до жизни, в отличие от Кроуфорд, она всегда «крепко стояла на земле», жила здесь и сейчас. Она много путешествовала, не очень хорошо разбиралась в моде и ненавидела светские вечеринки. Бетт относилась к тем людям, которые могли без обиняков высказать все человеку в лицо: она умела находить радость в прямолинейных грубостях и откровенном сарказме. Поэтому ее дом выдержан в коричнево-вишневой «земной» палитре оттенков, а самым ярким цветов в ее небрежном гардеробе является горчичный. Впрочем, когда нужно, Дэвис тоже умела собраться, прихорошиться, и выглядеть безупречно – но, все же, до образа некоронованной королевы, какой себя видела Кроуфорд, ей было далеко. И этим она брала – в этой как бы напускной простоте и кроется ее секрет обаяния.

Крутого нрава Бетт Дэвис боялись многие
Крутого нрава Бетт Дэвис боялись многие
В прямолинейности – сила Бетт Дэвис
В прямолинейности – ее сила
О ненависти, кино и красоте: разбираем сериал «Вражда: Бетт и Джоан»
Блуза Gucci, браслет Marni, образ с показа Vetements Fall'17, очки Alice + Olivia, юбка Lisa Marie Fernandez, туфли No.21, браслет Balenciaga, сумка Dolce&Gabbana

Вместо эпилога

Стареющие звезды, оставленные славой и всеми забытые, тема вечная, и сказать здесь что-то новое – задача непростая. Сколько мы сами могли наблюдать подобных историй? Та же Джессика Лэнг долгое время пребывала на обочине кинематографа, хотя ей восхищались в 1980-ые, однако только Райан Мерфи смог вернуть ей успех, пригласив в сериал «Американская история ужасов». То же можно сказать и про Сьюзен Сарандон, или, например, о Людмиле Гурченко, если возвращаться в наш кинематограф, которая, кстати, своего Райана Морфи так и не дождалась. И все же, несмотря на знакомый сюжет, «Вражду» стоит смотреть. Здесь есть все, что необходимо успешному проекту: актеры первой величины, отличный сценарий, запоминающиеся декорации, фактурные герои. Да и, пока молод, за такими сюжетами интересно наблюдать – как за чем-то невероятным, не имеющим отношения лично к тебе.

О ненависти, кино и красоте: разбираем сериал «Вражда: Бетт и Джоан»

Кстати, подругами Джоан и Бетт, вопреки традиционной голливудской моде на хэппи-энды, так и не стали. Говорят, когда Дэвис в 1977 году узнала о смерти Кроуфорд, она сказала: «О мертвых или хорошо, или ничего. Джоан Кроуфорд мертва. Хорошо!».