Стиль жизни

Гастрономические тренды, популярные маршруты для путешествий, ультрамодные гаджеты, интерьерные тренды и автомобильные тест-драйвы.

«Нуреев. Белый ворон» в прокате: что стоит знать перед походом в кино

История знаменитого советского танцовщика, снятая знаменитым британцем

В российский прокат выходит драма «Нуреев. Белый ворон», снятая Рэйфом Файнсом на основе биографии Рудольфа Нуреева — знаменитого танцовщика, ставшего одним из первых «невозвращенцев», артистов, не вернувшихся в Советский Союз после заграничных гастролей. ELLE рассказывает, что стоит знать о Нурееве и его байопике перед походом в кино.

«Нуреев. Белый ворон» в прокате: Что стоит знать перед походом в кинотеатр (фото 1)

#1. «Белый ворон» рассказывает о жизни Рудольфа Нуреева с детства, которое прошло в Уфе, до 1961 года, когда во время парижских гастролей Ленинградского театра оперы и балета имени Кирова (ныне — Мариинский театр), где Нуреев был солистом, танцовщик попросил политическое убежище во Франции.

#2. Режиссер фильма — Рэйф Файнс, британский актер театра и кино, первая серьезная роль которого — отталкивающе жестокий и бесчеловечный гауптштурмфюрер СС Амон Гет в фильме Стивена Спилберга «Список Шиндлера». Еще Файнс играл Волан-де-Морта в фильмах о Гарри Поттере, графа Ласло Алмаши в «Английском пациенте», мафиозного босса-невротика в «Залечь на дно в Брюгге», нового главу MI6 в экшене «007: Координаты „Скайфолл“» и месье Густава в «Отеле „Гранд Будапешт“» Уэса Андерсона. Файнс дебютировал как режиссер в 2011 году, сняв драму «Кориолан» по одноименной трагедии Уильяма Шекспира. Фильм вышел крепким и понравился критикам, но не стал хитом проката. Тем не менее, все восприняли «Кориолан» как знак, что у Файнса есть талант к режиссуре, и за ним определенно стоит следить.

«Нуреев. Белый ворон» в прокате: Что стоит знать перед походом в кинотеатр (фото 4)

#3. В режиссерском фокусе «Белого ворона» — взрывная, мятущаяся натура Нуреева и его стремление добраться до вершин успеха. Внимания этому в фильме уделено больше, чем балету, богемной жизни или политике, хотя они тут тоже есть. «Белый ворон» в первую очередь стоит посмотреть тем, кто уже интересуется жизнью Рудольфа Нуреева или нуждается во вдохновляющем примере для собственного развития, а также тем, кто любит наблюдать, как Россию и русских изображают в западном кино. Тем, кого интересует прежде всего кино, «Белый ворон» может показаться недостаточно цельным и слегка расхлябанным — в картине очень много событий и деталей, но они не складываются в единое сюжетное полотно и выглядят разрозненными.

#4. Фильм основан на биографии Рудольфа Нуреева, написанной журналисткой, театральным критиком и бывшей балериной-выпускницей Королевской академии балета в Лондоне Джули Каваной, сотрудничавшей с Vanity Fair и The New Yorker. Книга Каваны о жизни Нуреева вышла в 1998 году в авторитетном британском издательстве Penguin Random House и понравилась рецензентам вниманием к деталям и глубиной исследования.

«Нуреев. Белый ворон» в прокате: Что стоит знать перед походом в кинотеатр (фото 7)

#5. Рэйф Файнс — большой поклонник русской культуры и хорошо говорит по-русски. Файнс начал учить язык, чтобы сыграть в фильме Веры Глаголевой «Две женщины», снятом по пьесе Ивана Тургенева «Месяц в деревне». После окончания съемок Рэйф занятий не прекратил, и в «Белом вороне» можно будет оценить их результаты.

#6. Файнс играет в «Белом вороне» советского балетного педагога и балетмейстера Александра Пушкина. Сначала он не хотел сниматься в собственном фильме, тем более в роли русского героя — планировалось, что национальность актеров и их героев будет совпадать, — но один из российских продюсеров «Белого ворона» заявил, что участие Файнса простимулирует зрительский интерес к проекту. На деле актерское участие Файнса повышает не только «медийность» фильма, но и его качество, потому что актер как всегда выдает отличный уровень игры, основанный на вдумчивой работе над ролью.

#7. Так как по задумке Файнса каждую национальность в фильме должны играть ее представители, в «Белом вороне» есть и русские актеры — они играют танцоров ленинградской труппы Нуреева, его родственников и друзей, представителей власти и КГБ. Наиболее заметные роли достались Чулпан Хаматовой и Равшане Курковой: первая играет Ксению — жену Александра Пушкина, персонажа Файнса, а вторая — мать Нуреева Фариду в молодости.

«Нуреев. Белый ворон» в прокате: Что стоит знать перед походом в кинотеатр (фото 11)

#8. Роль Нуреева сыграл украинский танцор Олег Ивенко, солист Татарского академического театра оперы и балета имени Мусы Джалиля в Казани. Для съемок Ивенко пришлось набрать вес — он пополнел с 63 килограммов до 70, — подтянуть русский и английский языки, вдобавок он совмещал работу в кино и работу в театре, поэтому в этот период обычно ложился спать после полуночи и вставал уже в пять утра. До работы с Файнсом у Ивенко не было никакого актерского опыта, на площадке его учили сам режиссер и Чулпан Хаматова.

#9. Одиозный танцовщик Сергей Полунин играет в «Белом вороне» советского танцовщика Юрия Соловьева, который, в отличии от Нуреева, не решился сбежать из СССР за границу. По свидетельствам современников, Соловьев считался танцором более высокого уровня, чем Нуреев, но менее харизматичным, и поэтому проигрывал борьбу за симпатии аудитории. Соловьев покончил с собой в 1977 году в возрасте 36 лет.

#10. Еще одна звезда фильма — Адель Экзаркопулос, французская актриса греческого происхождения, ставшая самой молодой обладательницей «Золотой ветви» Каннского кинофестиваля за роль в «Жизнь Адель», где она снималась в тандеме с Леей Сейду. В «Белом вороне» Экзаркопулос играет французскую подругу Нуреева и подается там как его возлюбленная, хотя всем известно, что танцовщик был гомосексуалом. Персонаж Экзаркопулос вызывает смешанные чувства: с одной стороны, хочется похвалить игру актрисы, а с другой, ее героиня кажется попыткой отодвинуть на второй план реальную сексуальную ориентацию Нуреева, которая, в общем-то, в «Белом вороне» почти не упоминается. Это кажется вредной тенденцией, если вспомнить «Богемскую рапсодию», где из образа Фредди Меркьюри почти полностью «выключили» его гомосексуальность и попытались сместить фокус на отношения с Мэри Остин, в которых музыкант состоял, еще не разобравшись в собственных предпочтениях. Кино может стать проводником идеи на право людей любить вне рамок пола и гендера, но порой вместо этого словно бы стыдит зрителей за чувства, пока не ставшие стандартом в обществе.

Elle

Хёрст Шкулёв Паблишинг

Москва, ул. Шаболовка, дом 31б, 6-й подъезд (вход с Конного переулка)

Материалы по темам

Оставайтесь в курсе новых событий в мире звезд, моды и красоты

Получать уведомления

X
Поздравляем!
Вы успешно подписались на рассылку ELLE
Поздравляем!
Вы успешно подписались на рассылку ELLE Decoration
Извините, произошла ошибка!
Попробуйте еще раз
Добро пожаловать!
Регистрация прошла успешно.
Извините,
произошла ошибка!
Пробуйте еще раз