Новая надежда: 9 самых многообещающих российских режиссеров

Чьи фильмы посмотреть, чтобы победить в себе скепсис к российскому кино

За последние 2-3 года в России наконец сняли достаточно хороших фильмов, чтобы говорить о российском кино в положительном ключе. Прошедшие недавно кинофестивали в Каннах и в Сочи стали тому подтверждением. ELLE выбрал девять самых многообещающих режиссеров, меняющих российское кино. За спиной у них пока пара-тройка фильмов, а у кого-то и вовсе только дебютный полный метр, но они уже заслуживают не меньшего внимания, что и уже признанные мэтры.

Александр Хант

Новая надежда: 9 самых многообещающих российских режиссеров (фото 2)

В 2017-м Александр Хант выпустил полнометражный дебют «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов» после нескольких короткометражек и поймал волну сарафанного радио — фильм советовали друг другу на кухонных посиделках и в соцсетях. Яркий и дерзкий роуд-муви Ханта метко попал в тренд на 90-е, но без тупого списывания по референсам, а с собственным осмыслением. Режиссера можно смело записывать в народные любимцы — его постоянно приглашают читать лекции, проводить мастер-классы и вообще всячески делиться опытом. Сейчас он работает над новым полным метром — подростковой драмой «Межсезонье», опять же вдохновленной актуальным — новостями о трагических инцидентах, происходящих с российскими подростками. Новая работа, на которую Хант собирает деньги с помощью краудфандинга, поможет нам сделать какие-то более весомые выводы о его режиссерских стиле и силе, но уже сейчас не терпится посмотреть, что же у него получится.

Новая надежда: 9 самых многообещающих российских режиссеров (фото 4)
Кадр из фильма «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов»

Кантемир Балагов

Новая надежда: 9 самых многообещающих российских режиссеров (фото 6)

«Теснота» Кантемира Балагова была главным дебютом 2017 года в российском кино и еще одной попыткой осмысления 90-х, только в определенном регионе — Кабардино-Балкарии. Балагов — выпускник кабардино-балкарской мастерской великого Александра Сокурова и знает специфику своего родного региона по собственному опыту. Сумрачная и эмоционально удушливая «Теснота» еще до выхода в прокат сделала Балагова одним из главных российских режиссеров на экспорт: дебют молодого дарования взяли на Каннский кинофестиваль в программу «Особый взгляд», где он получил престижный приз Международной федерации кинопрессы. На нынешнем Каннском фестивале Балагов уже сам судил фильмы «Особого взгляда» в жюри под председательством актера Бенисио дель Торо. Там же, в Каннах-2018, один из главных российских продюсеров Александр Роднянский представил следующий проект Балагова — драму «Дылда» о жизни в послевоенной России.

Новая надежда: 9 самых многообещающих российских режиссеров (фото 8)
Кадр из фильма «Теснота»

Иван И. Твердовский

Новая надежда: 9 самых многообещающих российских режиссеров (фото 10)

Иван Твердовский — самобытный мастер притч, которого некоторые критики называют российским Ларсом фон Триером. Иногда его обвиняют в отсутствии реалистичности и попытках давить на жалость, но, пожалуй, без этого не было бы и его своеобразия, и авторского стиля. В этом году Твердовский выпустил драму «Подбросы» о подростке, не чувствующем боли, и завершил ей свою трилогию о «других», начатую «Классом коррекции» о любви подростков с инвалидностью и продолженную «Зоологией» о женщине, неожиданно отрастившей хвост. Сейчас Твердовский, скорее всего, занимается своим большим проектом о российской полиции, основанном на огромном объеме собранного режиссером документального материала. По словам Твердовского, это будет не фильм, а мультимедийная выставка — неожиданный и вызывающий любопытство ход.

Новая надежда: 9 самых многообещающих российских режиссеров (фото 12)
Кадр из фильма «Класс коррекции»

Наталия Мещанинова

Новая надежда: 9 самых многообещающих российских режиссеров (фото 14)

Наталия Мещанинова уже давно ходит с титулом одного из лучших российских сценаристов: она написала сценарии к «Аритмии» и «Войне Анны» — недавним отечественным фильмам-событиям. Режиссерское портфолио Мещаниновой было поскромнее, и мало кто мог перечислить его пункты по памяти сходу: пара выпусков сериала «Школа» Валерии Гай-Германики да отличная, но не захватившая массовое внимание драма «Комбинат „Надежда“» — дебют Мещаниновой, вошедший в конкурс «Кинотавра» 2014 года. На нынешнем «Кинотавре» она показала свой второй полнометражный фильм «Сердце мира» и взяла с ним «Гран-при». Плавную, медитативную, эмоционально тонкую и при этом достоверно русскую драму высоко оценили критики и зрители, и этот успех сподвиг Первый канал наконец выпустить трогательный сериал Мещаниновой «Красные браслеты» о подростках, практически живущих в детской больнице, снятый еще в 2016 году.

Новая надежда: 9 самых многообещающих российских режиссеров (фото 16)
Кадр из фильма «Комбинат „Надежда“»

Илья Найшуллер

Новая надежда: 9 самых многообещающих российских режиссеров (фото 18)

Илья Найшуллер поступательно заявлял о себе с 2012 года, выпуская вирусные клипы для своей панк-группы Biting Elbows. Такой способ набить руку для большого режиссера — дело обычное, с этого начинали Дэвид Финчер, Мишель Гондри и Майкл Бэй. Зрителей своих музыкальных видео режиссер брал драйвом, юмором, выразительными сценами насилия и мастерской съемкой от первого лица. Более масштабное продолжение не заставило себя ждать: Тимур Бекмамбетов, наиболее опытный российский режиссер по части работы на Западе, предложил Найшуллеру снять полнометражный боевик от первого лица, и уже в 2016 году на экраны вышел полнометражный дебют бывшего клипмейкера и второго режиссера чужих фильмов «Хардкор». Сейчас Найшуллер работает одновременно над несколькими проектами, в том числе и международными. Кроме того, он часто говорил в интервью, что у него есть амбиции создать отличный российский сериал, и вот-вот мы узнаем, что же режиссер имел в виду — совсем скоро на ТВ-3 должен выйти его сериал «Карамора» о династии Романовых и вампирах с Данилой Козловским в главной роли.

Новая надежда: 9 самых многообещающих российских режиссеров (фото 20)

Александр Горчилин

Новая надежда: 9 самых многообещающих российских режиссеров (фото 22)

Первая режиссерская работа актера «Гоголь-центра» и ученика Кирилла Серебренникова Александра Горчилина о потерянном поколении — а точнее, об ощущающих себя такими 20-летних — стала главным дебютом фестиваля «Кинотавр». Билеты на все предпрокатные показы драмы разлетались практически в считанные часы и почти до последнего билета. «Кислота» — кажется, единственный фильм о российских 20-летних, действительно похожих на тех, кто сейчас ходит в тот же «Гоголь-центр» и на рейвы. Горчилин снимает то, что действительно волнует его самого, а потом бесстрашной искренностью рассказывает об этом в многочисленных интервью. Что будет дальше — пока неизвестно. Пока режиссер пробует себя в съемках клипов и не объявляет дальнейших крупных проектов, но можно не сомневаться, что его новые полнометражные картины будут ждать с любопытством.

Новая надежда: 9 самых многообещающих российских режиссеров (фото 24)
Кадр из фильма «Кислота»

Вера Кричевская

Новая надежда: 9 самых многообещающих российских режиссеров (фото 26)

Кричевская начинала как работник телевидения — журналист, режиссер и продюсер. Она трижды получала премию «ТЭФИ», стала одной из сооснователей телеканала «Дождь» и была креативным продюсером телеканала о документальном кино «Док 24». Все, кто видел Кричевскую в работе, неизменно называли ее большим профессионалом. В 2012 году Кричевская выпустила свой первый кинофильм «Гражданин поэт. Прогон года» о пробуждении гражданского сознания россиян в начале 2010-х. Дебют приняли похвалами, и далее Кричевская сняла еще два отличных документальных фильма, но уже по собственным сценариям: «Слишком свободный человек» о Борисе Немцове и «Дело Собчака» об отце Ксении Собчак, политике Анатолии Собчаке. Кричевская умеет делать зрительскую документалистику — это фильмы, в которые умещен большой объем фактов, но они смотрятся легко вне зависимости от хронометража.

Новая надежда: 9 самых многообещающих российских режиссеров (фото 28)
Кадр из фильма «Дело Собчака»

Аня Крайс

Новая надежда: 9 самых многообещающих российских режиссеров (фото 30)

Выпускница Кельнской академии медиаискусства родом из Ангарска Аня Крайс в 2017 взбудоражила российский фестиваль кинодебютов «Движение» своей дерзкой сатирой на российскую действительность конца 90-х со сказочными мотивами «Нашла коса на камень». Мрачная выжимка самых страшных явлений эпохи у Крайс подана в такой концентрации, что превращается в смешную нелепицу. Что будет дальше — пока неизвестно, но обаяние нахальности «Косы» покорило многих, поэтому хочется, чтобы Крайс непременно сняла что-нибудь еще.

Новая надежда: 9 самых многообещающих российских режиссеров (фото 32)
Кадр из фильма «Нашла коса на камень»

Нигина Сайфуллаева

Новая надежда: 9 самых многообещающих российских режиссеров (фото 34)

Сайфуллаева выпустила первый полнометражный фильм в 2014 году — это была картина «Как меня зовут», редкий пример, когда режиссеру удается органично вписать актрису Александру Бортич в драматическую роль (и это скорее проблема режиссеров, а не актрисы). Картина получила положительные отзывы критиков и диплом «Кинотавра». Пока что кроме «Как меня зовут» в фильмографии Сайфуллаевой значатся несколько сериалов и альманах «Про любовь. Только для взрослых», снятый несколькими режиссерами, но все это не дает какого-то особого представления об авторских возможностях Сайфуллаевой. Сейчас Нигина снимает свой второй полный метр — драму об измене «Звезд неверный свет» с актерами Александром Палем и Мариной Васильевой. Эта работа должна лучше прояснить, как много надежд мы можем возложить на этого режиссера.

Новая надежда: 9 самых многообещающих российских режиссеров (фото 36)
Кадр из фильма «Как меня зовут»