В прокат вышел «Не время умирать» — 25-й фильм бондианы. Кинокритик ELLE рассказывает, каким вышло прощание с Дэниелом Крейгом в роли агента 007.

Пока доктор Мадлен Суонн (Леа Сейду) вспоминает собственную детскую травму, к которой причастен незнакомец в маске, Джеймс Бонд (Дэниел Крейг) решает, что совместную жизнь с Мадлен ему стоит начать с посещения могилы Веспер — женщины, разбившей агенту 007 сердце в «Казино «Рояль». Все идет не по плану, Бонд подозревает в Мадлен пешку сидящего в тюрьме Эрнста Ставро Блофельда (Кристоф Вальц) и уходит на покой в болезненно-гордом одиночестве. Звучит награжденная «Грэмми» песня «No Time to Die» в исполнении Билли Айлиш.

Прийти в кино и впервые услышать «No Time to Die» в контексте фильма, для которого она была сочинена, — это уже какая-никакая, но победа. Прощанием с Крейгом в роли Бонда мог и должен был стать «Спектр» — и, наверное, стал бы, выйди фильм самую малость лучше. Вместо этого поклонники франшизы пережили пять лет слухов, скандалов, кадровых перестановок и связанных (и не связанных) с пандемией переносов даты премьеры, чтобы вернуться на исходные позиции: прощанием с Крейгом — теперь уже точно — станет «Не время умирать».

«Не время умирать»: затянувшееся прощание с лучшим из Бондов
Фото
© 2019 DANJAQ, LLC AND MGM. ALL RIGHTS RESERVED.

Подобный сыр-бор по поводу роли, у которой всегда есть следующий исполнитель, разгорелся по делу. Дэниел Крейг оказался отличным — возможно, самым лучшим — Бондом, пополнившим канон франшизы двумя классическими («Казино «Рояль», «Координаты «Скайфолл»), одним хорошим («Спектр») и одним сносным («Квант милосердия») фильмом. Что еще важнее, он — единственный из агентов 007, у кого за время службы на этом посту сложилась — и не сломалась — автономная сюжетная арка. «Не время умирать» — ее финал, и на него возлагались подобающие надежды.

«Не время умирать»: затянувшееся прощание с лучшим из Бондов
Фото
© 2019 DANJAQ, LLC AND MGM. ALL RIGHTS RESERVED.

«No Time to Die» звучит примерно на 22-й минуте экранного времени, и это не только рекорд франшизы, но и жирный намек на то, чего ждать от фильма. Он откровенно, местами вызывающе затянут и не упускает возможность трижды повторить то, что можно было сказать однажды. Он открывает дверь героям, роль которых туманна (линия с Аной де Армас смешнее, чем кажется, но не так свежа, как хочет показаться), и возвращает персонажей, о которых не сообщается ничего нового (исключение — героиня Евы Грин, на памятнике которой написано, что в «Казино «Рояль» ей было от 22 до 23 лет).

«Не время умирать»: затянувшееся прощание с лучшим из Бондов

Тем временем где-то на заднем плане копошатся угрюмые русские, скучный злодей в исполнении оскароносного Рами Малека (актерские способности которого все же очень ограничены) угрожает биологическим оружием, интересный режиссер Кэри Фукунага («Безродные звери», «Настоящий детектив») нагнетает обстановку, а именитый композитор Ганс Циммер поминутно забывает, что Бонд — не Бэтмен. Ситуацию спорадически разряжают шутки, предположительно написанные создательницей и звездой «Дряни» Фиби Уоллер-Бридж, да и Крейг не то чтобы страдает: вжившись в эту роль, на грани между комическим и трагическим он, в общем, вальсирует.

«Не время умирать»: затянувшееся прощание с лучшим из Бондов
Фото
© 2019 DANJAQ, LLC AND MGM. ALL RIGHTS RESERVED.

Однако невыносимый саундтрек Циммера — не единственный тревожный знак. Ни к селу ни к городу, но аж трижды цитируется одна из лучших серий бондианы «На секретной службе ее Величества». В середине фильма используется вроде бы давно запрещенный прием, в связи с которым сценаристы используют механизм отрицания в худших традициях «Спектра» — к счастью, на помощь снова приходит Уоллер-Бридж с еще одной удачной шуткой. Но даже она не в состоянии совладать со следующей — финальной — ловушкой, в которую себя загоняет фильм.

«Не время умирать»: затянувшееся прощание с лучшим из Бондов

Его, с позволения сказать, endgame можно трактовать двумя способами. Благосклонно: бондиана Крейга — это самостоятельная, законченная история наемного убийцы, который имеет немало слабостей, но по-настоящему любит только роковых француженок. И честно: одна из самых долгоиграющих и самодостаточных франшиз в истории кино без борьбы согласилась играть по чужим правилам. Надо было прощаться «Спектром».

 

6/10