На Netflix дебютировал один из самых долгожданных фильмов года — самодовольная политическая сатира «Не смотрите наверх». Кинокритик ELLE рассказывает, как стараниями оскароносного Адама МакКея опозорился актерский ансамбль на века.

Обнаружив в небе массивный околоземный объект и рассчитав, что через полгода он столкнется с Землей, аспирантка Кейт Дибиаски (Дженнифер Лоренс) и профессор Рэндалл Минди (Леонардо ДиКаприо) летят из родного Мичигана в Белый дом, чтобы предупредить о грядущем апокалипсисе президента США (Мерил Стрип). У той, однако же, есть заботы поважнее, и ученым приходится рассказывать о своих открытиях по телевизору, благодаря чему Минди становится секс-символом, а Кейт — мемом. Тем временем комета Дибиаски продолжает лететь по направлению к этой планете, чей срок годности неумолимо подходит к концу.  

«Не смотрите наверх»: когда прилетит комета
Фото
© 2021 Netflix, Inc.

Несмотря на обилие суперзвезд и великих актеров (зачастую — в одном лице), новый фильм Адама МакКея изначально вызывал подозрение. Получив шальной «Оскар» за сценарий переоцененной «Игры на понижение», МакКей резко перестал делать комедии вроде «Сводных братьев», чересчур уверовал в собственную классность и явно возомнил себя серьезным режиссером с миссией: снимать сатиру на все, что не так с нашим временем, будь то Уолл-стрит, республиканцы («Власть») или феномен постправды («Не смотрите наверх»). Намерения, как ни крути, благие, а актерский ансамбль и трейлер нового фильма намекали на то, что, возможно, из него получится что-то вроде «После прочтения сжечь»: приятный глазу капустник с драматическими полутонами.

«Не смотрите наверх»: когда прилетит комета
Фото
© 2021 Netflix, Inc.

Но МакКей — не Коэны и тем более не Кубрик, чей «Доктор Стрейнджлав» служит здесь очевидным источником вдохновения. Проблема этого напыщенного, нелепого, несмешного фильма в том, что все его идеи видны за версту, а проблема МакКея в том, что он отчаянно пытается показаться умнее, чем он есть. Как сатира «Не смотрите наверх» слишком примитивна, для комедии тут необъяснимо мало острот (самая запоминающаяся — Ариана Гранде, называющая ДиКаприо «старым хреном»), ну а если это драма, то ее ключевым конфликтом является, по-видимому, жадность генерала, взявшего с ученых деньги за бесплатные закуски.

«Не смотрите наверх»: когда прилетит комета
Фото
© 2021 Netflix, Inc.

Свой главный и единственный вопрос фильм задает в районе 20-й минуты, после чего еще два часа вяло ходит вокруг да около него. Пандемия вроде бы должна была придать здешней — продиктованной глобальным потеплением — проблематике дополнительное измерение, но как бы не так. С ходу вынеся приговор человечеству на его текущей — спору нет, возможно, и впрямь окончательной — стадии развития, МакКей даже не пытается предложить ответы или хотя бы отговорки, используя героев Лоренс и ДиКаприо лишь для того, чтобы орать зрителю в лицо прописные истины. «Капитализм — зло!» «Врать — плохо!» «Перемен! Мы ждем перемен!» Да, Адам, мы в курсе!

«Не смотрите наверх»: когда прилетит комета
Фото
© 2021 Netflix, Inc.

Между раскиданными по 140 минутам экранного времени более или менее живописными истериками голливудских знаменитостей показываются более или менее беззубые пародии на людей из телевизора. Помимо Стрип в роли Трампа и Джоны Хилла в качестве собирательного образа его наследников, имеется списанная с популярной американской телеведущей героиня Кейт Бланшетт, списанная с Арианы Гранде героиня Арианы Гранде и предстающий общим знаменателем Илона Маска, Марка Цукерберга и Сатаны герой Марка Райлэнса. Когда требуется экшн, сценаристы вспоминают сюжет, чего же еще, «Армагеддона». Когда МаКею становится скучно, в ход идет традиционный для его фильмов маниакальный монтаж: гиппопотамов — с младенцами, секса — со смертью.  

«Не смотрите наверх»: когда прилетит комета
Фото
© 2021 Netflix, Inc.

Если присмотреться, тут есть свои моменты: оригинальная песня в исполнении Гранде и рэпера Kid Cudi, физиономии, которые строит Лоренс, неожиданно ненавязчивый выход Тимоти Шаламе в роли ее бойфренда на час, два здоровых лба в ролях взрослых детей ДиКаприо (все когда-то случается впервые). Но их мало, и запоминаются в итоге не они, а совершенно чудовищная сцена в середине титров. В общем, да, мир действительно казался лучше, когда Трамп был телезвездой, правда имела отношение к фактам, социальные медиа не заменили собой всамделишную прессу, а Адам МаКей снимал безобидные, но смешные комедии с Уиллом Ферреллом.

 

3/10