В российский прокат вышел фильм «Стекло» американского режиссера индийского происхождения М. Найта Шьямалана — одного из самых интересных современных кинематографистов. ELLE рассказывает о главных режиссерских приемах мастера мистических триллеров и вывернутых сюжетов.

На что смотреть: 8 главных особенностей фильмов М. Найта Шьямалана (фото 1)
Кадр из фильма «Стекло»

М. Найт Шьямалан прославился своими триллерами с уклоном в сверхъестественное — его прорывом стал фильм «Шестое чувство» с Брюсом Уиллисом в роли детского психиатра, пытающегося понять, что происходит с мальчиком, которому видятся призраки. Кажется, «Шестое чувство» так и остался лучшей работой Шьямалана, но надо отдать режиссеру должное — он умеет оригинально мыслить и при этом умещать свои идеи в рамки собственного характерного авторского видения. У всех фильмов Шьямалана есть повторяющиеся черты, мотивы и приемы, бросающиеся в глаза, если смотреть его фильмографию полностью и по-порядку.

Главный герой — задумчивый мужчина

На что смотреть: 8 главных особенностей фильмов М. Найта Шьямалана (фото 3)
Кадр из фильма «Несломленный»

Это немного раздражает, если смотреть все картины Шьямалана залпом, но, вероятно, то, что его главные герои в большинстве своем — задумчивые белые мужчины-интроверты, скорее отражает характер (но не внешность) самого Шьямалана. Режиссер по сей день при всей своей славе остается достаточно закрытым человеком, а для того, чтобы придумывать и разрабатывать идеи фильмов, и правда нужно много времени проводить в задумчивости.

Место действия — штат Пенсильвания

На что смотреть: 8 главных особенностей фильмов М. Найта Шьямалана (фото 7)
Кадр из фильма «Таинственный лес»

Пенсильвания — штат, где Шьямалан провел свое детство после переезда его семьи из Индии в США. Теперь Пенсильвания — штат, где Шьямалан постоянно снимает свои фильмы. Это порождает спекуляции о том, что режиссер ностальгирует по Пенсильвании или ему просто проще подбирать локации в штате, который он хорошо знает. На самом деле в Пенсильвании вообще снимают много фильмов, и причина совершенно прозаическая — там существует налоговая льгота на производство художественных лент и телепередач на территории штата.

Неспешность

На что смотреть: 8 главных особенностей фильмов М. Найта Шьямалана (фото 9)
Кадр из сериала «Сосны»

Режиссер любит и умеет делать неспешные сцены, снятые одним дублем, но не теряющие внимание зрителя. Это, очевидно, Шьямалан подсмотрел у Стивена Спилберга, который является одним из его главных вдохновителей наравне с Альфредом Хичкоком. В таких сценах камера может следовать за героем или почти не двигаться, в них может почти ничего не происходить или будет долгий диалог. Эта черта хорошо резонирует с тихими, задумчивыми персонажами фильмов Шьямалана.

Внимание к цвету

На что смотреть: 8 главных особенностей фильмов М. Найта Шьямалана (фото 12)
Кадр из фильма «Таинственный лес»

Для Шьямалана цвета в кадре имеют утилитарное значение — он умеет работать с цветом как с важной частью повествования, выделяя какой-то конкретный цвет в каком-то конкретном фильме или задавая цвету определенный смысл. Например, в «Неуязвимом», продолжением которого по сути является «Стекло», превалировал синий цвет в кадрах с героем Сэмюэля Л. Джексона «Мистером Стекло», и зеленый — в кадрах со вторым главным героем Дэвидом Данном, которого сыграл Брюс Уиллис. В «Таинственном лесу» о группе отшельников, отставших от прогресса, было много красного цвета как символа опасности и монстра, жившего в лесу, и желтого как символа жителей деревни, спокойствия и безопасности.

Съемка от первого лица и крупные планы

На что смотреть: 8 главных особенностей фильмов М. Найта Шьямалана (фото 16)
Кадр из фильма «Сплит»

Пока что главным режиссером, снявшим целый фильм от первого лица остается россиянин Илья Найшуллер с его «Хардкором», но М. Найт Шьямалан регулярно обращается к такому приему с самого начала своей карьеры, то есть еще с конца 90-х. Это делается для того, чтобы зритель почувствовал себя более погруженным в кино, и эту же задачу выполняют крупные планы — их в работах Шьямалана тоже много, и они всегда становятся частью особенно эмоциональных сцен и помогают сосредоточиться на переживаниях героя. Благодаря этим приемам у Шьямалана зритель всегда ощущает себя очень близко к персонажам.

Отражения

На что смотреть: 8 главных особенностей фильмов М. Найта Шьямалана (фото 18)
Кадр из фильма «Шестое чувство»

Еще один любимый прием Шьямалана по части киноязыка — отражения. В каждом его фильме есть сцена, где герои появляются в отражении зеркала, экрана телевизора или даже ножа. Часто именно так герой замечает что-то необычное, что непременно влияет на сюжет. Такие сцены очень хорошо соотносятся с любовью режиссера к историям, связанным с потусторонним: отражение — это символ другого мира, потустороннего «зазеркалья».

Камео

На что смотреть: 8 главных особенностей фильмов М. Найта Шьямалана (фото 21)
Кадры из фильма «Девушка из воды»

У некоторых режиссеров есть страсть к тому, чтобы появляться в собственных фильмах. Иногда это делается из-за ограничений в бюджете, иногда — чтобы удовлетворить свои нереализованные актерские амбиции, а бывает, что еще по каким-то причинам. Почему это постоянно делает Шьямалан — неизвестно, но точно не из-за проблем с деньгами. Его камео — не случайные герои эпизодов, это обязательно персонажи, сделавшие что-то знаковое для сюжета, и всегда роли с диалогами. В «Шестом чувстве» Шьямалан сыграл эпизодическую роль доктора Хилла, в «Знаках» — Рэя Рэдди, сбившего в автомобильной аварии жену главного героя, в «Сплите» — охранника. В 2006-м Шьямалан взял более амбициозную цель и сыграл главную роль в своем фильме «Девушка из воды», но провалился — картина даже получила номинацию на «Золотую малину».

Неожиданный поворот сюжета

На что смотреть: 8 главных особенностей фильмов М. Найта Шьямалана (фото 24)
Кадр из фильма «Шестое чувство»

Шьямалан известен умением придумывать по-настоящему неожиданные повороты сюжета, которые случаются в конце и выворачивают весь фильм наизнанку. Режиссер создает иллюзию, что все в его фильме устроено определенным образом, а потом ставит все с ног на голову, и вот уже оказывается, что герой был мертв почти с самого начала или за сверхъестественными событиями стоят цели и желания какого-то конкретного человека.