Людовик, Обломов, Матроскин: семь лучших ролей Олега Табакова

Главные амплуа великого актера

Олег Табаков был из тех актеров-гигантов, которые могли сыграть все что угодно. Русская и зарубежная классика, легковесные комедии и музыкальные ленты, серьезные драмы и анимационные персонажи — не было образа, который не был бы по плечу Табакову. ‪ELLE выбрал несколько фильмов из обширной фильмографии великого актера, которые останутся в памяти навсегда.

«17 мгновений весны»

В «17 мгновениях весны» Табаков сыграл шефа германской разведки Вальтера Шелленберга. И сделал это так, что родственники прототипа заявляли позже — мол, когда хотим вспомнить дядю Вальтера, смотрим сериал. При этом автор оригинального романа Юлиан Семенов остался недоволен работой Табакова, а некоторые зрители писали в письмах, что выбор актера на эту роль был режиссерской ошибкой, так как, видите ли, у Шелленберга слишком мальчишеское лицо. Впрочем, сколько людей, столько мнений, и в любом случае без Табакова «17 мгновений весны» были бы не теми, что мы любим.

«Мэри Поппинс, до свидания!»

В этом чудесном фильме Табаков сыграл даму, мисс Эндрю. Идея пригласить Олега Павловича на эту роль пришла в голову режиссеру ленты Леониду Квинихидзе. «В сценарии мисс Эндрю была описана настолько отвратительной особой, что я бы не рискнул предложить сыграть такое чудовище женщине-актрисе. Предложил Олегу Павловичу, он с удовольствием согласился и с присущими ему талантом и хулиганством сыграл. Правда, в первый съемочный день пришел с накладной железной фиксой на зубе — в таком виде няня в его исполнении выглядела уголовницей. Я посчитал это лишним и попросил фиксу убрать», — рассказывал Квинихидзе позже СМИ. Поговаривали, что для лучшего понимания своей героини Табаков наблюдал за собственной тещей.

«Д’Артаньян и три мушкетера»

Режиссер картины Георгий Юнгвальд-Хилькевич прямо-таки мечтал поработать с Табаковым, так что роль Людовика XIII была «забита» первой — за Олегом Павловичем (хотя пробовался еще и Игорь Дмитриев). «Олег Павлович — гигантский актер. Я никого не могу с ним сравнить в его точном ощущении стиля и жанра. Он у нас такой — единственный. У него отдельное, ни на кого не похожее дарование. Табаков приехал на пробы с готовым решением роли. Он хотел сыграть Людовика — бюрократа, чинушу, туповатого и самонадеянного человека. В то время это прозвучало бы очень злободневно», — рассказывал Юнгвальд-Хилькевич.

«Несколько дней из жизни Обломова»

Табаков изобразил Илью Ильича Обломова совершенно таким же, каким его описал автор романа Иван Гончаров. Классическая роль в классической экранизации.

«Москва слезам не верит»

В том же году, почти одновременно с «Обломовым», вышла мелодрама «Москва слезам не верит», где у Табакова была небольшая роль друга главной героини. И опять — попадание с образом в десятку: табаковский Володя — мужчина в расцвете сил, ведущий двойную жизнь.

«Человек с бульвара Капуцинов»

Первоначально роль бармена Гарри в этом, наверное, последнем советском звездном кинокапустнике должен был сыграть Николай Караченцов. В итоге ему достался другой персонаж, Билли, а Гарри изобразил Олег Табаков.

«Трое из Простоквашино»

«Я все же не до такой степени в него влюблен, как принято считать», — говорил Табаков о своем чуть ли не главном персонаже, мультипликационном коте Матроскине. Зато вся остальная страна любила Матроскина от души и незабвенно. Как и самого Олега Павловича.