Сегодня, 17 апреля, день рождения у Руни Мары — наследницы сразу двух великих футбольных империй, находки Дэвида Финчера, любимицы голливудских классиков и дважды оскаровской номинантки. Поздравляя теперь уже бывшую Лисбет Саландер, ELLE вспоминает эту и другие роли Мары.

«Социальная сеть»

(The Social Network), 2010

«Социальная сеть»

Выросшая в большой футбольной семье (ее прадеды являлись основателями знаменитых клубов НФЛ: Тим Мара — «Нью-Йорк Джайентс», Арт Руни-старший — «Питтсбург Стилерз») и отказавшаяся от паспортного имени (Патришия) в пользу обеих славных фамилий, Мара подалась в актрисы по примеру старшей сестры Кейт («Карточный домик») и чуть было не бросила профессию после съемок в ремейке «Кошмара на улице Вязов». На ее (и наше) счастье, в решающий момент в руки Руни попал сценарий «Социальной сети», и после сотни дублей у славящегося своим перфекционизмом Дэвида Финчера актриса украсила открывающую — блестящую — сцену фильма.

«Девушка с татуировкой дракона»

(The Girl with the Dragon Tattoo), 2011

«Девушка с татуировкой дракона»

Финчеру Мара обязана и ролью, сделавшей ее звездой. Ни для кого ни секрет, что на нее в свое время претендовали более или менее все интересные актрисы моложе тридцати и что свою Лисбет Саландер — гениальную хакершу с мрачнейшей судьбой — режиссер нашел после нескольких месяцев раздумий и кинопроб. Но реюнион Финчера и Мары в итоге состоялся и явно удался: не испугавшись ни наготы, ни насилия, ни риска стать заложницей одной роли, Руни составила превосходную экранную пару с Дэниелом Крейгом и наиграла на оскаровскую номинацию. Увы, в грядущем сиквеле из этой троицы не будет никого.

«Побочный эффект»

(Side Effects), 2013

«Побочный эффект»

Поиграть с огнем Руни успела под художественным руководством еще одного голливудского классика Стивена Содерберга, чей «Побочный эффект» — увлекательный и умный триллер, ненавязчиво объявляющий войну антидепрессантам, — рекламировался как его последний фильм перед уходом на пенсию. Режиссер, как известно, слукавил, но Мара не стала недооценивать потенциальную важность момента и сыграла на ура — убивая на сей раз не только взглядом (на летальность которого ей впервые указали еще на съемках «Кошмара на улице Вязов»), но и ножом.

«В бегах»

(Ain't Them Bodies Saints), 2013

«В бегах»

По ту сторону закона героиня Руни оказалась и в этом замечательном (и да, преступно недооцененном) фильме Дэвида Лоури — серьезнейшего из соискателей славы нового Терренса Малика. «В бегах» — поэтичная, медитативная и страшно красивая мелодрама, понемногу занимающая не только у «Пустошей», но и, например, у «Бонни и Клайда», а Мара в ней не только расширяет свой драматический диапазон, но и переигрывает будущего лауреата «Оскара» Кейси Аффлека (с которым она вскоре воссоединится в «Истории призрака» того же Лоури).

«Кэрол»

(Carol), 2015

«Кэрол»

В своей способности выдерживать сравнения с кем угодно Руни окончательно убедила ролью в «Кэрол» — драме именитого Тодда Хейнса по роману Патриции Хайсмит, где Мара делит экран (и постель) с самой Кейт Бланшетт. Играя молодую скромницу, работающую в нью-йоркском универмаге в эпоху, когда однополая любовь не поощрялась даже в Америке, Руни медленно, но верно присваивает себе фильм (оказывающийся историей ее взросления), между делом наигрывая на все возможные номинации (в том числе, оскаровскую) и кое-какие награды (например, разделенный с Бланшетт актерский приз Канн).

«Песня за песней»

(Song to Song), 2017

«Песня за песней»

Продолжая сотрудничать с большими режиссерами (от Стивена Долдри и Джо Райта до Спайка Джонса и Гаса Ван Сента) и сыграв титульную роль в «Марии Магдалине» Гарта Дэвиса (в чьем «Льве» она снялась в прошлом году), Мара закрепилась в голливудской элите — что подтверждает и ее главная роль в последнем фильме Терренса Малика. Составляя любовный треугольник с Райаном Гослингом и Майклом Фассбендером и проводя время в компании Игги Попа и Патти Смит, актриса не спасает Малика от благородного провала (смотреть все это в целом невозможно), но очередные очки за престиж на свой счет записывает.