Лучшие роли Робин Райт

Карьерные вехи сегодняшней именинницы, от «Принцессы-невесты» до «Карточного домика»

Сегодня, 8 апреля, день рождения у Робин Райт — актрисы, чьи самые известные роли разделили четверть века и тектонический сдвиг, до неузнаваемости изменивший американское телевидение. Поздравляя 47-го (по версии Netflix) президента США, ELLE выбирает лучшие роли Райт.

«Принцесса-невеста»

(The Princess Bride), 1987

Как в России, так и в мире Робин Райт впервые заметили благодаря знаменитой мыльной опере «Санта-Барбара» и 538 (!) эпизодам, на протяжении которых она играла Келли Кэпвелл (из четырех отпахавших на этом посту актрис Робин аудитория шоу полюбила больше всего). Однако ее первой серьезной ролью запомнилась, конечно же, жонглирующая жанрами комедия Роба Райнера, исправно украшающая рейтинги самых смешных, самых романтических и лучших детских фильмов всех времен и народов. Все еще несовершеннолетняя на момент съемок Райт вдохновенно сыграла титульную героиню — девушку по имени Лютик.

«Форрест Гамп»

(Forrest Gump), 1994

Полномасштабным прорывом Райт стала вторая по величине роль в суперхите Роберта Земекиса. Без малого четверть века спустя фильм об умственно отсталом мужчине, сравнившем жизнь с коробкой конфет («никогда не знаешь, какая тебе достанется»), имеет подчеркнуто противоречивую славу, но 677 миллионов долларов в мировом прокате и полдюжины «Оскаров», включая самый главный, — это все же не шутка. Робин пришлось ограничиться номинациями на «Золотой глобус» и премию актерской гильдии, но без ее вольнолюбивой Дженни «Форрест Гамп» утратил бы значительную долю своего специфического обаяния.

«Она прекрасна»

(She’s So Lovely), 1997

На протяжении двух декад (с перерывами на ссоры и расставания) Робин жила с Шоном Пенном, работая под фамилией Райт-Пенн, и немудрено, что коллабораций с бывшим мужем в ее резюме больше всего (семь). Фурор не произвела ни одна из них, но особого внимания удостоилась «Она прекрасна» — первая и последняя посмертная работа Джона Кассаветиса, чей сценарий экранизировал его сын Ник («Дневник памяти»). Только что поженившиеся Робин и Шон и тут играют супругов — пьющих, как лошади, и психически неуравновешенных, но остающихся бесконечно преданными друг другу даже после 10-летней разлуки.

«Девять жизней»

(Nine Lives), 2005

Оставаясь хронически недооцененной актрисой, за 30 лет в Голливуде Райт заработала считанное количество номинаций и призов, изрядная доля которых выпала, как ни странно, на долю этого мало кем замеченного фильма, где у Робин всего несколько минут экранного времени. Это, впрочем, касается всех именитых участников здешнего актерского ансамбля, от Холли Хантер до Гленн Клоуз, поскольку драма колумбийца Родриго Гарсии (сына Габриэля Гарсии Маркеса) — яркий пример гипертекстового кино, коллекция формально родственных виньеток о девяти женщинах.

«Заговорщица»

(The Conspirator), 2010

После развода с Пенном Райт закрепилась в амплуа надежного, но не претендующего на лавры MVP украшения актерских ансамблей всего на свете, от умных триллеров («Девушка с татуировкой дракона», «Самый опасный человек») до красивых блокбастеров («Чудо-женщина», «Бегущий по лезвию 2049»). Тем более впечатляющим оказался редкий для Робин бенефис в главной роли — осужденной за причастность к убийству Линкольна Мэри Сурратт, которую актриса (и режиссер Роберт Редфорд) сделала образцом благородного стоицизма.

«Карточный домик»

(House of Cards), 2013

Но к чему лукавить: по-настоящему достойную ее аудиторию Райт в итоге нашла там же, откуда когда-то сбежала в Голливуд: на изменившемся и качественно (здравствуй, золотая эра), и чисто технически (где бы мы были без Netflix?) телевидении. Играя Клэр Андервуд, железную первую леди в вымышленном (но местами предвосхитившем повестку дня) Белом доме, Робин шесть раз номинировалась на «Эмми» лучшей драматической актрисе, выиграла «Золотой глобус», набила руку в амплеа режиссера и продюсера, в итоге став главной звездой шоу: в последнем сезоне «Карточного домика» ее роль была бесспорно главной.