К 35 годам английская актриса Клер Фой успела прославиться ролями в исторических телесериалах и проложила дорогу в Голливуд. ELLЕ вспоминает ее самые яркие роли.

«Волчий зал»

Wolf Hall, 2015

Лучшие роли Клер Фой (фото 1)

Дебютировав на британском ТВ в 2008 году, Клер Фой сразу заработала себе имя — главной ролью в мини-сериале «Крошка Доррит», снятом по роману Диккенса и награжденном семью «Эмми». «Волчьему залу» с призами повезло меньше: претендовавшая на восемь «Эмми» адаптация исторических романов Хилари Мантел (оба удостоились Букеровской премии) не выиграла в итоге ни одной. Однако последовавшую по стопам Женевьев Бюжо, Хелены Бонем Картер и Натали Портман и сыгравшую Анну Болейн англичанку заметили — и вскоре вознаградили еще одной каверзной ролью.

«Корона»

The Crown, 2016-2017

Лучшие роли Клер Фой (фото 3)

Клер приняла вызов — и не прогадала, оказавшись звездой одного из главных хитов Netflix (созданного корифеем жанра исторической драмы Питером Морганом и заполнившего на ТВ дыру, образовавшуюся с окончанием «Аббатства Даунтон»). Два безупречных сезона в роли британской королевы Елизаветы II принесли Фой прорву наград (включая «Эмми», «Золотой глобус» и приз актерской гильдии) и репутацию одной из самых интересных драматических актрис, которых еще не успел прибрать к рукам Голливуд. В новом сезоне «Короны» Клер заменит оскароносная Оливия Коулман.

«Дыши ради нас»

Breathe, 2017

Лучшие роли Клер Фой (фото 5)

Первой заметной ролью в кино стал для Фой режиссерский дебют Энди Серкиса, когда-то игравшего с ней в «Крошке Доррит»,  — биографическая драма о парализованном ниже шеи защитнике прав инвалидов Роберте Кавендише и, как следствие, силе духа. Дебютировав на кинофестивале в Торонто, фильм не произвел фурор и не окупил даже свой скромный 15-миллионный бюджет, но Эндрю Гарфилд в роли Роберта и Клер в роли его ничуть не менее героической жены Дианы составили запоминающуюся экранную пару.

«Не в себе»

Unsane, 2018

Лучшие роли Клер Фой (фото 7)

В отрыв Фой ушла в своем следующем фильме, снятом на айфон дешевом и сердитом триллере Стивена Содерберга, метко задевшего нерв эпохи Time’s Uр и #MeToo. Играя Сойер — оказывающуюся в дурдоме девушку, преследуемую то ли назойливым ухажером, то ли навязчивыми мыслями, — Клер впервые выходит за рамки ставшей для нее комфортной зоны, напоминая об аналогичной (от «Комнаты с видом» в «Бойцовский клуб») карьерной траектории Бонем Картер, пока один из умнейших режиссеров Америки притворяется то Форманом, то Кубриком.

«Человек на Луне»

First Man, 2018

Лучшие роли Клер Фой (фото 9)

На явный пик формы актриса вышла под присмотром Дэмиена Шазелла, в недосчитавшимся наград, но не ставшим от этого менее великим байопике Нила Армстронга (Райан Гослинг). Взявшись за еще одну неблагодарную роль еще одной многострадальной жены в жанре «Жизнь замечательных людей», номинированная на «Золотой глобус» и премию BAFТА, Фой в одиночку отдувается за астронавтов с их тихим накалом (Гослинг) и бюрократическим занудством (НАСА): там, где другие молча пыхтят или прикрываются общими фразами, Клер от души кричит и называет вещи своими именами.

«Девушка, которая застряла в паутине»

The Girl in the Spider’s Web, 2018

Лучшие роли Клер Фой (фото 11)

Без еще одной Лисбет Саландер, в колоритной роли которой уже преуспели Нуми Рапас (в оригинальной шведской трилогии) и Руни Мара (в мрачном шедевре Дэвида Финчера), прямо скажем, можно было обойтись. «Девушка, которая застряла в паутине» — никудышная адаптация слабого романа, но законная критика по адресу создателей фильма не распространяется на его главную звезду — как всегда, старательно работающую с материалом, который ей дали, и усугубляющей сравнения с Бонем Картер грязным, гранжевым образом.