Сегодня, 26 марта, день рождения отмечает Кира Найтли — британская актриса, вот уже двадцать лет украшающая блокбастеры, ромкомы и, разумеется, костюмные драмы. Поздравляя дважды оскаровскую номинантку, ELLE выбрал самые запоминающиеся из ее ролей.
«Гордость и предубеждение»
(Pride & Prejudice), 2005
К 2005 году Найтли успела притвориться Натали Портман в одном из эпизодов «Звездных войн», сделать себе имя ролью молодой футболистки в духоподъемной комедии «Играй, как Бекхэм» и прославиться на весь мир благодаря «Пиратам Карибского моря». Однако в амплуа серьезной драматической актрисы 20-летняя на тот момент Кира дебютировала в канонической роли Элизабет Беннет — наиграв на одну из четырех доставшихся фильму оскаровских номинаций и гарантировав себе стабильное трудоустройство в костюмных драмах всех мастей и калибров.
«Домино»
(Domino), 2005
Практически одновременно с дебютным фильмом Джо Райта на экраны вышел очередной боевик Тони Скотта — разгромленный прессой, провалившийся в прокате и, если верить консенсусу, ставший главной неудачей в карьере Найтли. Не верьте: написанная автором «Донни Дарко» Ричардом Келли история Домино Харви — дочери знаменитых родителей, модели, наркоманки и охотницы за головами — пульсирует энергией, ослепляет дикими красками и в одночасье расширяет актерский диапазон Киры.
«Искупление»
(Atonement), 2007
Все еще лучшая роль Найтли — награжденная призом журнала Empire, номинированная на BAFTA и «Золотой глобус», но преступным образом оставшаяся без внимания Академии (отметившей «Искупление» в семи других категориях). Вторую коллаборацию Найтли и Райта, взявшегося за экранизацию еще одного классического романа (на сей раз — Иэна МакЮэна), запомнили благодаря блестящему дебюту юной Сирши Ронан, однако титул MVP этой охватывающей половину XX века мелодрамы — собственность Киры.
«Прошлой ночью в Нью-Йорке»
(Last Night), 2010
Один из самых недооцененных фильмов в послужном списке актрисы — ставшая режиссерским дебютом сценаристки триллера «Пиджак» (где Кира тоже играла), мало кем замеченная и на удивление тонкая мелодрама об адюльтере и вообще искушении. Экранное время поровну делят составляющие нехитрый любовный треугольник Сэм Уортингтон, Ева Мендес, Гийом Кане и Найтли, но именно героиня последней вызывает наибольший интерес (и, если уж на то пошло, симпатию).
«Анна Каренина»
(Anna Karenina), 2012
За последние 15 лет Найтли сыграла у таких кинематографистов, как Дэвид Кроненберг, Кеннет Брана, Ричард Кертис и Марк Романек, но что ты будешь делать: половина лучших ролей Киры — заслуга ее соотечественника Райта, четыре года назад взявшего к себе в соавторы самого Тома Стоппарда (ибо кому, как не великому британскому драматургу, адаптировать великий русский роман), а главную роль вновь предложившего Найтли (которая опять не подвела своего начитанного режиссера).
«Игра в имитацию»
(The Imitation Game), 2014
Однако к первой за без малого декаду россыпи призов и номинаций актрису привел, как ни странно, не Райт — а норвежец Мортен Тильдум с исторической драмой об ускорившем окончание Второй мировой гениальном математике Алане Тьюринге (Бенедикт Камбербатч) и о том, как его за это отблагодарили. В ряду достоинств «Игры в имитацию» роль Найтли занимает место, далекое от главного, — где-то между сольным бенефисом Камбербатча и мастерским монтажом — но оскаровской номинации в зубы не смотрят.