Лучшие роли Хавьера Бардема

Карьерные вехи отмечающего 50-летие и женатого на Пенелопе Крус секс-символа — одного из двух (наряду с Крус) испанцев, когда-либо награжденных актерскими «Оскарами»

1 марта день рождения у Хавьера Бардема — испанского мачо, награжденного «Оскаром» за роль одного из величайших злодеев в истории кино, но оставившего в ней свой незабываемый след и до, и после «Старикам тут не место». Поздравляя Бардема с полувековым юбилеем, ELLE вспоминает основные вехи его актерской карьеры.

«Ветчина, ветчина»

(Jamón, jamón), 1992

Дебютировав в профессии мимолетным камео в эротической драме «Возрасты Лулу», 20-летний Хавьер запомнился ее режиссеру Бигасу Луне настолько, что в следующем его фильме Бардем играл уже одну из главных ролей — рекламирующего нижнее белье и торгующего окороками начинающего тореро. К амплуа героя-любовника актеру пришлось привыкнуть надолго — его резюме 1990-х включает в себя картины с названиями «Золотые яйца», «Титька и луна», «Между ног» и «Живая плоть». А еще именно на съемках «Ветчины» юный Бардем познакомился со своей будущей супругой.

«Пока не наступит ночь»

(Before Night Falls), 2000

Международным прорывом стал для Бардема снятый прославленным художником Джулианом Шнабелем байопик Рейнальдо Аренаса — кубинского поэта, диссидента и открытого гея с яркой и трагической судьбой. Бардем в главной роли (от которой успел отказаться Бенисио Дель Торо) — откровение такого калибра, что в сравнении с ним меркнет даже карнавальный выход Джонни Деппа. Как следствие, первая для Хавьера и всего актерского цеха его родной Испании оскаровская номинация не заставила себя ждать.

«Море внутри»

(Mar adentro), 2004

Еще более впечатляющую (хотя существенно менее живописную) драматическую роль Бардем исполнил в еще одном, награжденном «Оскаром» за лучший неанглоязычный фильм байопике прикованного к койке испанца Рамона Сампедро, посвятившего полжизни борьбе за право на достойную смерть. Съемками у Алехандро Аменабара Бардем в одночасье расширил свой актерский диапазон — и стал получать такие предложения, которые ему прежнему, неотразимому испанскому мачо, и не снились.

«Старикам тут не место»

(No Country for Old Men), 2007

Чтобы навеки войти в актерский пантеон, испанцу пришлось пройти через знакомое многим голливудским секс-символам, от Клуни до Тимберлейка, крещение Коэнами: героя Бардема, безжалостного киллера, тут в какой-то момент сравнивают с бубонной чумой, и одна его прическа дает понять, что это вовсе не преувеличение. Грандиозное перевоплощение во внушающего страх и трепет злодея, придуманного живым классиком Кормаком МакКарти и додуманного живыми классиками Итаном и Джоэлом Коэнами, принесло Хавьеру все призы на свете, включая заслуженный «Оскар».

«Вики Кристина Барселона»

(Vicky Cristina Barcelona), 2008

Испытывая более чем понятное желание сменить обстановку, следующим летом Бардем появился в главной мужской роли в одном из лучших фильмов Вуди Аллена. И хотя львиную долю адресованных «Вики Кристине Барселоне» комплиментов разделили тогдашняя муза Вуди Скарлетт Йоханссон, дебютантка Ребекка Холл и наигравшая на «Оскар» Пенелопа Крус, без Хавьера им всем в этом фильме делать было бы нечего. Первое появление Бардема в красной рубашке — один из самых эффектных (и нечаянно смешных) эпизодов в фильмографии Аллена.

«Бьютифул»

(Biutiful), 2010

Наименее манипулятивная из душераздирающих драм мексиканца Иньярриту пополнила послужной список Бардема еще одной тяжелейшей и, может статься, лучшей его ролью, на громкие восторги по поводу которой не скупились ни его коллеги (в частности, Бен Аффлек, Джулия Робертс и Шон Пенн), ни критики, ни призовые комитеты. Однако все это, включая третью номинацию на «Оскар», сообщает о роли Бардема самую малость — куда важнее то, что на протяжении двух с половиной часов от него, играющего в жмурки со смертью, не оторвать глаз.

«007: Координаты «Скайфолл»

(Skyfall), 2012

Самый успешный фильм в карьере актера (и полувековой истории бондианы) он украсил колоритным исполнением еще одного душегуба. При этом герой Хавьера, выходящий на тропу войны со всей британской разведкой блондин Сильва, удивительным образом совсем не перекликается с Антоном Чигуром из «Старикам тут не место» — а вот карикатурным злодеям из предыдущих серий франшизы обязан многим. Мимо очередной оскаровской номинации Бардем в тот раз промахнулся, но безоговорочным триумфом «Скайфолл» стал во многом его стараниями.