Лучшие фильмы о футболе

От Пеле и Эскобара до Бекхэма и Зидана — лучшие истории о футболе, рассказанные на языке кино

Всего через месяц на столичном стадионе «Лужники» стартует очередной чемпионат мира по футболу, а уже на этой неделе в российский прокат вышла документальная лента о двух величайших футболистах современности, «Месси против Роналду». И это лишь два повода пересмотреть самые симпатичные (будем откровенны: великих среди них нет) фильмы о короле — и королях — спорта.

«Победа»

(Victory), 1981

Первый по-настоящему заметный и, пожалуй, самый представительный из фильмов о футболе. Мало того что снял его уже совсем пожилой, но все ж таки легендарный обладатель 15 (!) оскаровских номинаций Джон Хьюстон, так еще и заняты в «Победе» — духоподъемной (и местами непреднамеренно смешной) драме о «товарищеском» матче между сборными Германии и военнопленных времен Второй мировой — лучшие люди обоих миров, от кинозвезд Сильвестра Сталлоне (в вызывающе неправдоподобной, но, само собой, героической роли голкипера) и сэра Майкла Кейна до футбольных идолов Пеле и Бобби Мура.

«Накал страстей»

(Fever Pitch), 1997

Эта безупречно английская романтическая комедия — вольная (даром что занимался ею сам автор) адаптация дебютного романа Ника Хорнби, отчаянно (вплоть до программного вопроса о том, что — жизнь или хобби — первично) напоминающая снятого по другой его книге «Фанатика». И хотя полюбить последнего несколько проще (герой Джона Кьюсака в целом приятнее персонажа Колина Ферта, а любимый им «Арсенал» — не Марвин Гей или Брюс Спрингстин), о специфике отношений с футбольным болельщиком «Накал страстей» предупреждает даже нагляднее, чем «Фанатик» — о совместной жизни с коллекционером пластинок.

«Играй, как Бекхэм»

(Bend It Like Beckham), 2002

Все еще самая успешная широкоэкранная ода футболу, романтическая (да, опять) комедия о двух увлеченных игрой лондонских подругах (одну из которых играет юная Кира Найтли) не только дюжину раз отбила свой 6-миллионный бюджет, но и заработала номинацию на «Золотой глобус», а пару лет назад и вовсе стала мюзиклом. Но начиналось все с выигрышного названия (у Дэвида с Викторией в фильме камео) и решительного взлома стереотипов — как гендерных (восходящие звезды футбола тут девушки), так и расовых (один из основных конфликтов продиктован индийским происхождением второй главной героини).

«Зидан: Портрет 21-го века»

(Zidane, un portrait du 21e siècle), 2006

Монументальный документальный фильм о великом французском футболисте Зинедине Зидане (ныне тренирующем мадридский «Реал» и готовящемся привести его к третьей кряду победе в Лиге чемпионов) — произведение искусства без прикрас и примесей. Снятый в режиме реального времени 17 камерами и озвученный саундтреком шотландской построк-группы Mogwai, фильм показывает каждый шаг, сделанный Зиданом во время отдельно взятого футбольного матча, и хотя игра вышла так себе, от — спойлер! — удаленного под ее занавес Зизу не отвести глаз.  

«Проклятый Юнайтед»

(The Damned United), 2009

С некоторой натяжкой ромкомом можно назвать и этот вдохновенный футбольный байопик, остающийся лучшей работой оскароносного режиссера Тома Хупера («Король говорит!», «Отверженные»). В его центре — не столько бедовый сезон выдающегося британского тренера Брайана Клафа (Майкл Шин), сдуру возглавившего ненавистный ему «Лидс», сколько отношения Клафа и его ассистента Питера Тейлора (Тимоти Сполл). Ну а главное достоинство фильма — это превосходные актерские работы Шина и Сполла (и россыпь ударных камео в исполнении артистов калибра Джима Бродбента и Стивена Грэма).

«Два Эскобара»

(The Two Escobars), 2010

Не всякое кино о футболе преисполнено оптимизма, и являющийся своеобразным предвестником сериала «Нарко» документальный фильм о двух убитых с разницей в полгода однофамильцах из Колумбии лишний раз напоминает, что жизнь порой имитирует не только искусство, но и спорт. Авторы этой картины проводят смелую (но, как выясняется, ничуть не натянутую) параллель между биографиями Пабло Эскобара, знаменитого на весь мир наркобарона, и Андреса Эскобара, любимого на родине капитана футбольной сборной Колумбии, чья памятная ошибка не только привела к ее вылету с мирового первенства, но и предопределила его судьбу.

«Класс 92»

(The Class of 92), 2013

Эту заметно (пусть и оправданно) самодовольную документальную ленту, изначально адресованную болельщикам «Манчестер Юнайтед» (особенно тем из них, кто застал в 1990-х искрометные дебюты и стремительное восхождение шестерых воспитанников клуба, включая того же Бекхэма), в итоге оценили не только они. «Класс 92» — обстоятельный, остроумный и не злоупотребляющий клише взгляд на золотую эру английского футбола и большую мужскую дружбу (которым делятся и «говорящие головы» вроде Тони Блэра, Дэнни Бойла и того же Зидана).