Сегодня, 18 декабря, день рождения у Стивена Спилберга - придумавшего блокбастеры, после чего по-настоящему вошедшего во вкус режиссера и продюсера. Поздравляя самого успешного из сертифицированных классиков с 72-летием, ELLE посвящает ему очередной выпуск рубрики о лучших людях в Голливуде и их отношениях с американской Киноакадемией.
Номинации: 16
«Оскары»: 3
«Оскар» №1: «Лучшая режиссура»
(«Список Шиндлера»), 1994
Прежде чем добиться признания Киноакадемии в качестве драматического режиссера, Спилберг был по сути канонизирован в амплуа коммерческого - в 1986 году академики впервые за пять лет вспомнили о существовании награды имени Ирвинга Тальберта (она же - почетный "Оскар" для продюсеров), вручив ее именно постановщику "Челюстей", "Инопланетянина" и "Индианы Джонса". Годом ранее Стивен заработал свою пятую оскаровскую номинацию за "Цветы лиловые полей" - фильм, с появлением которого блокбастеры в его резюме стали исправно чередоваться с драмами. Ну а через четверть века после выхода "Близких контактов третьей степени" Спилберг стал, наконец, оскароносным режиссером - выиграв одну из семи статуэток, доставшихся "Списку Шиндлера". Преимущественно черно-белая и без малого 200-минутная драма о Холокосте продержалась в прокате почти десять месяцев, заработав свыше 300 миллионов долларов и оформив удивительное превращение лучшего на свете массовика-затейника в главного голливудского гуманиста.
«Оскар» №2: «Лучший фильм»
(«Список Шиндлера»), 1994
При всем при этом "Список Шиндлера" - это, возможно, даже не лучший фильм Спилберга, выпущенный в 1993 году. За полгода до него американский и мировой прокат подмял под себя "Парк Юрского периода" - выдающийся блокбастер, сорвавший в итоге миллиардный куш и давший старт преуспевающей и по сей день франшизе. Помимо прочего, он выиграл по "Оскару" во всех трех категориях, где упоминался, с ходу намекнув, что со Стивеном в этот вечер соревноваться бесполезно. Почувствовали это и организаторы 66-й церемонии, вручившие конверт с названием лучшего фильма года спилберговскому брату по оружию Харрисону Форду. Последняя и самая весомая победа "Списка Шиндлера" стала для него седьмой за три с лишним часа, а для триумфально осуществившего свой passion project Спилберга - второй за пять минут (и 26 лет!)
«Оскар» №3: «Лучшая режиссура»
(«Спасти рядового Райана»), 1999
"Мне разрешено сказать, что я очень этого хотел?" - кокетливо спросил Спилберг поднявшийся на ноги зал, выйдя за своим третьим "Оскаром". Конечно, да - и хотя победа Стивена была в целом ожидаемой, богатая на сюрпризы церемония запросто могла преподнести еще один. Номинированная в 11 категориях, эта военная драма с одной из самых эффектных открывающих сцен в истории мирового кинематографа награждалась исключительно за техническое совершенство - что до известной степени относится и к "Оскару" Спилберга. В конце концов, в одной категории с ним был Терренс Малик и его собственный - как всегда, вызывающе выразительный - эпос времен Второй мировой "Тонкая красная линия". Однако академики проголосовали за "Спасти рядового Райана" - фильм, окончательно доказавший, что в исторических декорациях Спилберг работает ничуть не хуже, чем с визуальными эффектами.
Поражения: Мастерства Стивена в самых разных жанрах хватило на 16 оскаровских номинаций (7 - в качестве режиссера, 9 - в амплуа продюсера), причем оба наиболее запоминающихся поражения Спилбергу нанес Энг Ли, чьи "Горбатую гору" и "Жизнь Пи" академики предпочли "Мюнхену" и "Линкольну" соответственно.
Работа, достойная номинации: И история, и сам Спилберг сходятся на том, что одной из его лучших режиссерских работ остается одна из первых, "Челюсти". Впрочем, в 1975 году академики, мягко говоря, не жаловались на выбор в конкретной категории, в итоге номинировав в ней Феллини, Кубрика, Люмета, Олтмена и Формана.
Перспективы: Есть подозрение, что 17-я и 18-я оскаровские номинации Спилберга не заставят себя ждать: его как никогда злободневный, ведомый Томом Хэнксом и Мерил Стрип политический триллер "Секретное досье" уже претендует на полдюжины "Золотых глобусов".