Легенды «Оскара»: Эннио Морриконе

Великий итальянский композитор и его «Оскары»

Сегодня, 10 ноября, день рождения у Эннио Морриконе - величайшего композитора в истории мирового кинематографа. Поздравляя маэстро с 89-летием, ELLE посвящает ему очередной выпуск рубрики о лучших людях в Голливуде и их отношениях с американской Киноакадемией.

Номинации: 7

«Оскары»: 2

Эннио Морриконе

«Оскар» №1: Почетная награда, 2007

После примерно полувека в большом кино, без малого тридцати лет в оскаровских номинантах и немыслимого количества выдающихся работ, оставшихся без внимания академиков, Эннио Морриконе удостоился, наконец, премии «Оскар» «за его блистательный и многогранный вклад в искусство музыки для кино» - или, проще говоря, за выслугу лет. Став всего лишь вторым композитором, когда-либо награжденным почетным «Оскаром», итальянец удостоился неминуемой овации - и довольно халтурного перевода своей речи (Морриконе не говорит на английском, поэтому ему ассистировал - в лучших традициях х/ф «Трудности перевода» - Клинт Иствуд, когда-то прославившийся благодаря озвученной Эннио трилогии спагетти-вестернов о Человеке без имени). Накануне церемонии был выпущен мейнстримовый трибьют Морриконе, где его самые известные сочинения переиначили Куинси Джонс с Херби Хэнкоком, Роджер Уотерс, Брюс Спрингстин (выигравший за это «Грэмми»), а также группа Metallica и Селин Дион (последняя выступала и на сцене театра «Кодак»).

«Оскар» №2: «Лучшая оригинальная музыка»

(«Омерзительная восьмерка»), 2016

«Омерзительная восьмерка»

Худо-бедно выполнив долг перед живым классиком, Киноакадемия на десять лет забыла о его существовании (проигнорировав, в частности, написанную Морриконе для «Джанго освобожденного» замечательную песню «Ancora Qui»), но Квентин Тарантино не из тех, кто легко сдается. О том, чтобы итальянец написал оригинальный саундтрек для одного из его фильмов, Квентин мечтал много лет (не забывая украшать его уже изданной музыкой звуковые дорожки «Убить Билла», «Доказательства смерти» и «Бесславных ублюдков»), в итоге не просто сломив его сопротивление, но и заставив Эннио вернуться в жанр вестерна. С выходом «Омерзительной восьмерки» выяснилось, что по нему там соскучились - в том числе, академики, наградившие Морриконе шестой номинацией и первым соревновательным «Оскаром». Повторив таким образом достижение Чарли Чаплина (в свое время выигравшего статуэтку за лучший саундтрек уже в статусе обладателя почетного «Оскара»), 87-летний итальянец установил и единоличный рекорд, став самым пожилым победителем в истории премии.

Поражения: В разные годы на «Оскар» претендовали написанные Морриконе саундтреки к «Дням жатвы», «Неприкасаемым», «Багси» и «Малене», но особенно возмутительной всем показалась 30-летней давности победа Хэнкока, награжденного за обновленные аранжировки чужих джазовых стандартов («Полночный джаз»), тогда как музыка к «Миссии» осталась ни с чем (Эннио годы спустя заявил, что его тогда «ограбили»).

Работа, достойная номинации: С чего начать? Вероятно, со все той же самой трилогии Серджио Леоне, заключительная часть которой («Хороший, плохой, злой») вошла в историю одним из лучших - и самых цитируемых - саундтреков всех времен. Примерно то же самое относится и к музыке к «Однажды на Диком Западе» того же Леоне, и, конечно, как не вспомнить его же гангстерскую сагу «Однажды в Америке», прокатчики которой банально не подали необходимые для номинации документы.

«Хороший, плохой, злой»

Перспективы: Сочинив свыше 500 оригинальных саундтреков, Морриконе продолжает работать, но в поле зрения академиков его может вернуть только сотрудничество с режиссером схожего калибра - например, тем же Тарантино, собирающим очередную команду-мечту (Брэд Питт, Дженнифер Лоренс, Марго Робби и Сэмюэл Л. Джексон) в фильме о «Семье» Чарльза Мэнсона.