Легенды «Оскара»: Элизабет Тейлор

Одна из самых ослепительных икон XX века и ее «Оскары»

27 февраля 1932 года родилась Элизабет Тейлор — признанная королева экранной красоты, по праву слывущая как одной из последних звезд классического Голливуда, так и одним из первых символов новой эры селебритиз. Вспоминая актрису, которую регулярно упрекали в том, что она всегда играет саму себя, ELLE посвящает ей очередной выпуск рубрики о лучших людях в Голливуде и их отношениях с американской Киноакадемией.

Номинации: 5

«Оскары»: 2

«Оскар» № 1: «Лучшая актриса»

(«Баттерфилд 8»), 1961

Одна из самых одиозных и своенравных суперзвезд в голливудской истории, свой первый «Оскар» Элизабет Тейлор выиграла в подобающем стиле — за ненавистную ей роль, сыграть которую актриса согласилась исключительно затем, чтобы выполнить контрактные обязательства перед студией (MGM) и получить разрешение на съемки в «Клеопатре». Студийные боссы трезво рассудили, что сложившийся в те годы публичный образ Тейлор — ветреной особы, уведшей мужа (Эдди Фишера) у собственной подруги (Дебби Рейнолдс), — поможет с паблисити фильма, где Элизабет вынудили играть элитную девушку по вызову. Однако последнее слово осталось за Тейлор: упомянутая в категории «Лучшая актриса» в четвертый раз подряд, покорить академиков она смогла именно ролью Глории — роковой красотки, влюбляющейся в очередного клиента. Услышав свое имя, Элизабет вышла на сцену в сопровождении Фишера (у которого в «Баттерфилде 8» второплановая роль) и еле слышно произнесла пару слов благодарности (Ширли МакЛейн, номинированная за бенефис в признанной лучшим фильмом года «Квартире», безжалостно съязвила: «Я проиграла трахеотомии»). Как бы то ни было, свое, мягко говоря, невысокое мнение о «Баттерфилде 8» Тейлор не изменила и много лет спустя. 

«Оскар» № 2: «Лучшая актриса»

(«Кто боится Вирджинии Вульф?»), 1967

Бесспорным пиком карьеры Тейлор стал в 1966 году голливудский дебют Майка Николса — феерически успешного бродвейского режиссера, которому доверили широкоэкранную адаптацию не менее популярной пьесы Эдварда Олби. Получившийся у Николса фильм — бесцеремонно выходившая за тогдашние рамки допустимого герметичная (львиная доля происходящего ограничивается четырьмя стенами и обходится силами четырех актеров) трагикомедия — повторил оскаровский рекорд довоенного «Симаррона», удостоившись упоминания в каждой из категорий, где это было технически возможно (13). Кастинг 33-летней на момент съемок Тейлор — одной из самых желанных женщин планеты — выглядел небесспорным (оригинальным выбором продюсеров была Бетти Дэвис), но Элизабет набрала 13,5 кг лишнего веса и с трудом, но сошла за 50-летнюю. Главное тут, впрочем, не ее опередившая подвиги Де Ниро и Бейла преданность профессии, а собственно роль — один из самых ураганных перформансов, когда-либо удававшихся звездам ее калибра. Под стать Тейлор и Ричард Бертон (на долю которого выпали пятое и шестое из восьми замужеств актрисы), но если Дик в своей категории, как обычно, проиграл, то Лиз была вознаграждена вторым «Оскаром» — который от ее имени приняла Энн Бэнкрофт. 

Поражения: Два из трех поражений Тейлор последовали за ее ролями в адаптациях канонических пьес Теннесси Уильямса, «Кошки на раскаленной крыше» и «Внезапно, прошлым летом», ну, а первую номинацию актрисе принес «Округ Рэйнтри» — заурядная мелодрама, из которой категорически не вышли вторые «Унесенные ветром».

«Округ Рэйнтри»

Роль, достойная номинации: Вышедший за год до «Округа Рэйнтри» и ставший переломным моментом в карьере Тейлор эпос Джорджа Стивенса («Оскар» лучшему режиссеру) запомнили благодаря последней роли Джеймса Дина и в целом не обидели (10 номинаций), но превосходно сыгравшая самую красивую девушку в Техасе Элизабет осталась без внимания академиков. 

«Гигант»