Легенды «Оскара»: Джин Хэкмен

Отмечающий 88-летие актер и его «Оскары»

Сегодня, 30 января, день рождения у Джина Хэкмена — актера, чьи фильмы полдюжины раз претендовали на самый главный «Оскар». Поздравляя титана обедневшей без него профессии с 88-летием, ELLE посвящает ему очередной выпуск рубрики о лучших людях в Голливуде и их отношениях с американской Киноакадемией.

Номинации: 5

«Оскары»: 2

«Оскар» №1: «Лучший актер»

(«Французский связной»), 1972

Свой первый «Оскар» Хэкмен, в свое время изгнанный из театральной школы с уничижительным титулом «Студент с наименьшими шансами на успех» (!), выиграл с третьей за пять лет попытки — и надо сказать, что тернистым в его случае оказался путь не только к славе, но и к участию в отдельно взятом фильме. Режиссер «Французского связного» Уильям Фридкин видел в главной роли — нью-йоркского детектива Джимми «Попая» Дойла — Пола Ньюмана или Стива МакКуина, но не смог себе позволить ни того, ни другого, а кандидатура Хэкмена была даже не альтернативной суперзвездам, но из какого-то совсем глубокого запаса. Как бы то ни было, именно с Джином в образе настырного копа со сложным характером «Французский связной» стал признанным эталоном криминального триллера — и первым в истории фильмом с прокатным рейтингом R, награжденным самым главным «Оскаром». К моменту победы Хэкмена она, в общем, угадывалась (Фридкин уже получил статуэтку за лучшую режиссуру, а сценарист Эрнест Тайдимен — приз из рук самого Теннесси Уильямса; оба при этом оставили не у дел Кубрика с «Заводным апельсином» и Богдановича с «Последним киносеансом»), но Джин все равно выглядел довольно обескураженным. Тем не менее, именно он на протяжении без малого четырех лет являлся единственным фактическим обладателем «Оскара» лучшему актеру — поскольку побеждавшие до и после него Джордж К. Скотт и Марлон Брандо от их призов отказались.

«Оскар» №2: «Лучший актер второго плана»

(«Непрощенный»), 1993

Вторая победа Хэкмена пришла две декады спустя — и вновь украсила историю большого оскаровского успеха. Джин и по сей день остается одним из четырех (наряду с тем же Брандо, Джеком Николсоном и Дастином Хоффманом) дважды лауреатов Академии, чьи победы оба раза предвосхищали итоговые триумфы их фильмов. Как и «Французский связной», «Непрощенный» Клинта Иствуда был важнейшей вехой своего жанра — образцовым ревизионистским вестерном, долгое время считавшимся последним великим вкладом в соответствующую копилку. И, как и 21 год назад, выход Хэкмена на сцену был не очень запоминающимся и слегка потерялся на фоне соседних побед (того же Иствуда, награжденного как лучший режиссер, или номинированного в обеих актерских категориях Аль Пачино, проигравшего Джину с «Американцами», но выигравшего у Клинта с «Запахом женщины»). Это, впрочем, было вполне в традиции Хэкмена — всегда предпочитавшего слову дело и хладнокровно преуспевавшего во всем, за что он брался (включая роль хрестоматийного злодея — подлого шерифа по прозвищу Маленький Билл в «Непрощенном»).

Поражения: Побежденным Хэкмен оказывался трижды — на заре карьеры уступив «Оскары» за лучшую роль второго плана Джорджу Кеннеди («Хладнокровный Люк») с «Бонни и Клайдом» и Джону Миллзу («Дочь Райана») с «Я никогда не пел отцу», а много лет спустя поучаствовав в канонизации своего близкого и старого друга Хоффмана, чей бенефис в «Человеке дождя» академики предпочли главной роли Джина в «Миссисипи в огне».

«Миссисипи в огне»

Роль, достойная номинации: Последний выдающийся перформанс Хэкмена — во все еще лучшем фильме Уэса Андерсона «Семейка Тененбаум» — принес ему, сыгравшему пожилого симулянта, «Золотой глобус» за лучшую роль в комедии или мюзикле, но не номинацию на «Оскар». 

«Семейка Тененбаум»

Перспективы: Заработав не только два «Оскара», но и право играть по собственным правилам, в 2004 году Хэкмен объявил об уходе из профессии. Сдержав обещание, Джин пишет романы, а на еще одну оскаровскую церемонию если и придет, то только за призом за выслугу лет.