Последнее великое шоу золотой эры ТВ попрощалось со зрителями своим самым долгожданным, амбициозным и противоречивым сезоном. В нем было предсказуемо много смертей и резких сюжетных поворотов, как никогда мало логики и целых два — стакан из «Старбакса» и бутылка с водой — смехотворных ляпа. Мы знаем, чем закончилась великая война между армиями живых и мертвых (ух!), чем увенчался роман между Дейенерис и ее племянником (эх!) и кто воцарился на Железном — или какой он там теперь — троне. Осталось решить, что мы обо всем этом думаем (внимание: спойлеры!).

Шоураннеры — не замена Мартину

Конец игры: герои, лузеры и уроки «Игры престолов» (фото 2)
Д. Б. Уайсс и Дэвид Бениофф

Создатели сериала Дэвид Бениофф и Д. Б. Уайсс уже получили новую работу — они напишут и спродюсируют очередные эпизоды «Звездных войн», — но их прощание со старой выдалось, мягко говоря, не безоблачным. У восьмого сезона было немало проблем — как сугубо технических, так и глубоко философских, — но главной из них было драматическое ухудшение качества сценариев. Лишившись возможности свериться с первоисточником и встав перед необходимостью как-то закрутить сюжетные гайки, Бениофф и Уайсс сделали это на три с минусом — не ответив на многие ключевые вопросы, забыв о существовании ряда второплановых героев и всучив главным откровенно пресные диалоги. Опасения, что интерес к еще не написанным Джорджем Р. Р. Мартином книгам после окончания шоу заметно упадет, оказались беспочвенными — и официально заменены вопросом, что и как умудрились испортить шоураннеры.

Женщины «Игры престолов» заслуживали большего

Конец игры: герои, лузеры и уроки «Игры престолов» (фото 5)

Телевизионные критики — не последняя инстанция, но тот факт, что три финальных эпизода «Игры престолов» собрали худшую прессу в восьмилетней истории шоу, довольно красноречив. Ну и едва ли случайно то, что именно эти три эпизода запомнились спорным даже по меркам сериала обращением с героинями — Миссандеей, Сансой Старк (в одиозном диалоге с Сандором Клиганом) и, конечно, Дейенерис Таргариен. Да, намеки на то, что она превратится в Безумную королеву, были рассыпаны и по предыдущим сезонам, но они были тонкими и литературными. А вот написанная для Дени арка финальных эпизодов вышла поспешной и сумбурной — вплоть до того, что считывалась как истерическая реакция на кризис в отношениях с Джоном Сноу. В эпоху #MeToo, Time’s Up и варваров из Республиканской партии США «Игра престолов» оказалась менее прогрессивной, чем хотелось бы (и чем мы думали).

Королевы умерли... да здравствует король?

Конец игры: герои, лузеры и уроки «Игры престолов» (фото 8)

К последнему тезису сводятся и размышления о том, кому в итоге достался титульный трофей (собственно, Железный трон, как мы теперь знаем, превратился в бесформенную иллюстрацию скорби Дрогона). Надо думать, что у Мартина решившая вопрос в пользу Брана Старка «самая лучшая история» будет написана не в пример изящнее, но в исполнении шоураннеров она получилась так себе: в игре престолов победил не самый умный, харизматичный или квалифицированный (а также не грубо высмеянная идея демократии и не награжденная утешительным титулом Королевы Севера Санса), а тот, кто меньше всего напоминал живого человека. Вероятно, это умышленно — за восемь лет мы не раз выяснили, на какие зверства способны приходящие к власти живые люди. Но это не отменяет очевидного: сцена с выбором нового монарха выглядела довольно нелепо, а роль Айзека Хемпстеда-Райта — одна из самых слабых (и странных) в сериале.

Питер Динклейдж — «самый ценный игрок» финала

Конец игры: герои, лузеры и уроки «Игры престолов» (фото 11)

Впрочем, как верно заметили многие критики, всамделишным рулевым Шести королевств — эдаким Диком Чейни при занятом более интересными вещами Джордже W. Бране — вполне можно считать непотопляемого Тириона Ланнистера. И если воспринимать это как вознаграждение за титанический труд, проделанный в финальном эпизоде Питером Динклейджем (вероятно, наигравшим на еще одну «Эмми»), то справедливость хоть где-то восторжествовала: его — и всего шоу — MVP как-то убеждает всех во всем, параллельно напоминая зрителям, что в число главных козырей шоу всегда входили не только огонь, лед, кровь и секс, но и блестящие актерские работы. Что до прощальной горсти «Эмми», то, помимо Динклейджа, на награды должны претендовать оператор и художник-постановщик (напрашивающийся на ассоциации с третьим рейхом победный спич Дейенерис и испепеленная Королевская Гавань — сцены на века), а также взявший новые высоты бессменный композитор «Игры престолов» Рамин Джавади.

«Игра престолов» не могла не разочаровать

Конец игры: герои, лузеры и уроки «Игры престолов» (фото 14)

Возможно, более значительный вклад Мартина или большее количество эпизодов сделали бы финальный сезон лучше или хотя бы осмысленнее, но факт остается фактом: сделав для легитимизации фэнтези больше, чем оскароносная трилогия Питера Джексона, свою ставшую для многих подобием религии разветвленную мифологию «Игра престолов» в итоге предала. Древнюю магию, таинственные пророчества и прочие головоломки шоураннеры бесцеремонно замели под ковер — выйдя на поле без вратаря и защиты, зато с 11 нападающими: Арьей и ее кинжалом, Дейенерис и ее драконом, Тирионом и его красноречием и, наконец, Джоном Сноу и его привычкой обрекать на смерть любимых женщин. На наше с вами счастье, благородный зануда недолго пугал своей отросшей в заточении бородой. Перефразируя одну из покойных королев, когда ты играешь в «Игру престолов», ты или выигрываешь, или умираешь, или уплываешь в собственный спин-офф (ведь именно это сделала Арья?), или уходишь в лес с Тормундом и Призраком.

Читайте также:

Сломанное колесо: самые неожиданные моменты финала «Игры престолов»

Не учили в глазок посмотреть: самые неожиданные моменты пятого эпизода финала «Игры престолов»

Детка, жги: самые неожиданные моменты четвертого эпизода «Игры престолов»

Темная ночь: самые странные и неожиданные моменты третьего эпизода финала «Игры престолов»