«Когда Екатерина II танцевала с придворными, то перепрыгивала в цветочные принты»: интервью с костюмером самого обсуждаемого сериала весны — «Великая» с Эль Фаннинг

Художник по костюмам Эмма Фрайер рассказала ELLE о работе над экранным гардеробом императрицы-хулиганки. Мировая премьера — 16 мая на more.tv

ELLE С чего началась работа над костюмами для сериала «Великая» (мировая премьера знакового проекта состоится 16 мая, в России —на more.tv. Доступны будут сразу все серии)?

ЭММА ФРАЙЕР Работа над продакшеном началась еще до того, как я приступила к своим обязанностям. На первую встречу по сериалу, где меня встретили Тони (МакНамара — сценарист проекта) и съемочная группа, я принесла с собой референсы, которые всем очень понравились, — это были современные фотографии людей, которые расслабляются вечером. Вместе с сет-дизайнером сериала, Франческо, мы обсудили цветовую палитру. Для работы над костюмами нужны четко прописанные и сформулированные черты каждого персонажа. После этого начались поиски: я посещала художественные галереи, читала книги, смотрела на работы того времени, изучала картины, которые были написаны в ту эпоху. В процессе подготовки к сериалу мне очень помог лондонский Музей Виктории и Альберта. Ткани и материалы для костюмов мы искали повсюду — в Великобритании, Франции, Италии. Больше всего меня сводили с ума пуговицы! Только представьте, для одного мужского костюма нам нужно было 30 штук, а иногда и больше! За ними я отправлялась на блошиный рынок в Портобелло — в пятницу и субботу там можно найти людей, которые продают потрясающие пуговицы. Но стоило выбрать нужную, как оказывалось, что-либо размер не подходит, либо нет достаточного количества! А в этом проекте все детали очень важны!

Не было желания купить одну пуговицу и самостоятельно сделать 29 копий?

На одном из костюмов Екатерины у нас были пуговицы ручной работы. Присмотритесь к ним в сцене с тетей Елизаветой — вышивка на этих пуговицах была сделана в нашей мастерской. Мне повезло, у меня потрясающая команда, которая создала в том числе и самые разные украшения. Отдельная команда работала исключительно над костюмами Екатерины Великой. Наш байер тканей призналась, что ей очень понравилось сотрудничать с нами, ведь это такая уникальная возможность — одеть с ног до головы всех королевских придворных. Я старалась добавить в образы современные детали, ведь и сам сценарий очень актуальный.

Кстати о сценарии: Тони МакНамара сначала написал сценарий к «Великой», а уже потом начал работать с Йоргосом Лантимосом над «Фавориткой». Ощутили ли вы это влияние?

Мы снимали сериал «блоками», каждый из которых символизировал тот или иной эпизод, снятый тем или иным режиссером. Так что перед началом каждого «блока» мы собирались всей художественной командой. Тони хотел, чтобы у каждого эпизода был свой ключевой элемент. К примеру, во втором эпизоде есть сцена красного банкета — так нам была задана цветовая палитра. В костюмах XVIII века много вышивок и цветочных мотивов: в одних сценах я старалась этого избежать, а в других — подчеркнуть и возвести в абсолют. Важный момент: мы старались придерживаться одной цветовой палитры для придворных дам и господ, и она всегда полностью отличалась от палитры, которая была выбрана для Екатерины. Таким образом мы хотели показать, как она отличается от других, какая она романтичная и эксцентричная, как попадает в этот сумасшедший и архаичный мир, как вступает в брак по расчету. Цвета ее гардероба всегда выступают на контрасте, она чужая в их мире. Исключение мы сделали однажды: когда Екатерина танцевала с придворными дамами, то перепрыгнула вместе с ними в цветочные принты. Мне хотелось передать с помощью одежды чувство влюбленности: в этот момент цветовые палитры партнеров становятся похожи, в них появляется больше зеленых оттенков. Чем храбрее и напористее становится Екатерина — тем ярче ее наряды.

«Когда Екатерина II танцевала с придворными, то перепрыгивала в цветочные принты»: интервью с костюмером самого обсуждаемого сериала весны — «Великая» с Эль Фаннинг (фото 3)
«Когда Екатерина II танцевала с придворными, то перепрыгивала в цветочные принты»: интервью с костюмером самого обсуждаемого сериала весны — «Великая» с Эль Фаннинг (фото 4)

Екатерина Великая верила, что мода должна служить государству, а не наоборот. Вы отразили это в сериале?

В сценарии лишь частично инкорпорированы исторические факты, ведь это художественный вымысел! Мне не пришлось копировать, воссоздавать реальные платья императрицы. Я смотрела на портрет молодой Екатерины и старалась передать ее суть, эссенцию этой молодой девушки. Она носила светлые и мягкие оттенки. И ее гардероб менялся не в соответствии с историческими справками, а со сценарием, который был написан.

В сериале Петр III, которого играет Николас Холт, носит кожаные брюки. А однажды даже появляется в юбке...

Как же было весело работать над персонажем Николаса Холта! Никаких тебе проблем с вышивкой, кружевом, корсетами и подъюбниками! Когда я думала о гардеробе этого персонажа, то в голову приходили референсы из мира панка и рока. Он бунтарь, немного в духе Versace. Мы добавляли в его костюмы анималистичные принты, мех, смешивали их с кожаными брюками в оттенках бронзы и золота, в которых он часто появляется в сериале. Словом, мы повеселились на славу.

А что до юбки — она была прописана в сценарии. Персонаж Николаса — немного плохиш, он маменькин сыночек и так не уверен в себе. Мы никак не могли придумать — что же делать с этой юбкой? Мы хотели его нарядить так, как Екатерину — с панталонами под платьем. В итоге нашли подходящий вариант, и Николасу это безумно понравилось!

В сериале много украшений, среди них и массивное жемчужное ожерелье. Вы брали в аренду драгоценности или создавали реплики?

Все украшения прибыли к нам из Италии. Мы нанимали людей по всей Европе, чтобы справиться с объемом нужного реквизита. Для некоторых персонажей, например, для Елизаветы, мы создавали украшения вручную — в ее головных уборах были и птицы, и насекомые! Украшения Екатерины более минималистичные и деликатные. У нее, пожалуй, есть только одна массивная драгоценность — это брошь. А вот жемчуга в сериале было не так много — это ожерелье матери, плюс на кресте Петра есть жемчуг. Очень важное украшение есть у Мэриал. Она когда-то была придворной дамой, но в силу определенных обстоятельств стала прислугой, не уверена, что зрители заметят, но у нее есть подвеска, которая является напоминанием о ее прошлой жизни.

«Когда Екатерина II танцевала с придворными, то перепрыгивала в цветочные принты»: интервью с костюмером самого обсуждаемого сериала весны — «Великая» с Эль Фаннинг (фото 6)
«Когда Екатерина II танцевала с придворными, то перепрыгивала в цветочные принты»: интервью с костюмером самого обсуждаемого сериала весны — «Великая» с Эль Фаннинг (фото 7)

Известно, что художники по костюмам «Игры престолов» использовали в качестве меха для костюмов героев ковры из «Икеи». А вам приходилось находить элементы для гардероба «Великой» в неожиданных местах?

(Смеется.) Конечно! В гардеробе Петра есть меховое пальто до пола, в котором он выглядит как медведь, но натуральный мех мы не использовали. Нам повезло, нам удалось найти винтажные кружева и вышивки для костюмов, отыскать старинные жакеты. Мы провели массу времени на блошиных рынках в поисках лоскутков, которые могли бы использовать для платьев и костюмов! Но в Икею мы не ездили. (Смеется.)

У «Великой» большой актерский состав. Вы считали, сколько костюмов вам пришлось пошить?

Нет, хотя теперь я думаю, что было бы интересно. Мы многое создали сами, а для актеров массовки костюмы арендовали. Если говорить о цифрах, то на создание одного платья для Екатерины уходила неделя, иногда больше, а она всегда появляется в кадре в новом наряде. Хорошо, что это коснулось не всего творческого состава. Плюс ко всему, иногда нам надо было создавать несколько копий одного костюма — например, для каскадеров.

А Николас или Эль забрали себе какие-нибудь костюмы домой?

Не знаю. Но думаю, что Николас хотел бы забрать себе юбку!

Расскажите, а как вы обычно работаете и координируете свою работу, к примеру, с оператором? Ведь каждая ткань по-своему реагирует на свет софитов…

Верно, это очень интересный момент! Многие ткани, которые мы использовали для пошива костюмов, на самом деле мебельные. В Лондоне есть место, где мы приобретали материалы, но там же закупались и наши художники-постановщики! Так что мне надо было все время держать в голове, что тканью, которую я возьму для платья нашей героини, может быть обито кресло, на который она сядет в какой-то момент (Смеется.) Для костюмов Эль мы использовали жаккард и парчу, а вот для Мэриал ткани были тяжелее. Мы хотели, чтобы она выглядела в русском стиле, с объемными юбками и подъюбниками. С оператором и съемочной группой мы обсуждали палитру цветов, то, как это будет выглядеть в кадре, и на этапе примерок делали множество фотографий. Ткани, безусловно, по-разному отражают свет, и порой получается неожиданный результат.

«Когда Екатерина II танцевала с придворными, то перепрыгивала в цветочные принты»: интервью с костюмером самого обсуждаемого сериала весны — «Великая» с Эль Фаннинг (фото 9)
«Когда Екатерина II танцевала с придворными, то перепрыгивала в цветочные принты»: интервью с костюмером самого обсуждаемого сериала весны — «Великая» с Эль Фаннинг (фото 10)

В «Великой» у Екатерины целая коллекция халатов. Это реальный исторический факт или ваше решение?

Да, нам нужно было единое решение для более расслабленных сцен. С мужчинами проще — достаточно переодеть его в рубашку и бриджи или просто убрать жилет. С женскими костюмами так не поступишь, ты не можешь просто взять и снять кардиган. Если ты снимаешь платье, слой за слоем, то все, что остается, — это панталоны. А с халатом мы могли показать и другую сторону характера героини.

В прошлом вы работали над такими фильмами, как «Влюбленный Шекспир» и «Звездные войны: Эпизод 1 — Скрытая угроза». Вы перенесли опыт работы над этим картинами в «Великую»?

О боже, это было так давно! Я работала байером на этих картинах, и у меня до сих пор остались такие приятные воспоминания. С «Влюбленным Шекспиром» я была в команде Сэнди Пауэлл («Интервью с вампиром», «Банды Нью-Йорка») и внимательно за всем наблюдала. Процесс работы над исторической картиной остался неизменным — ты создаешь персонажа через его костюмы. Выбор, который ты делаешь как художник по костюмам, помогает зрителю понять, что из себя представляет этот герой. Цвета и текстуры ткани в фильме не появляются из ниоткуда, для всего есть причина, и она заложена в сценарии и в истории персонажей.