Начну, пожалуй, с моей любимой фразы, с «золотой формулы», с которой началось мое обучение на студенческом продюсерском курсе в Англии:

«Никто ничего не знает…

Ни один человек во всей киноиндустрии не знает наверняка, что сработает. Каждый раз это предположение, и если повезет, обоснованное». Уильям Голдман

Как продюсировать независимое кино в России?
Елизавета Чаленко на съемках

С этой фразой и горящими глазами все студенты пошли в бой. Что хорошо, у тебя всегда есть возможность выиграть, даже если ты не студийный гигант и не всемирно известный продюсер, так как все остальные играют с тобой в ту же самую рулетку. Это затягивает. Каждый раз ты можешь точнее угадать что хочет зритель, чем твои конкуренты, которые погрязли в, как им кажется, безопасных формулах, сиквелах успешных фильмов, отборе избитых актеров и так далее. Им кажется, они что-то нащупали, и теперь каждый фильм будет приносить успех. Но нет, предугадать что взлетит, а что нет — нереально. Даже если все составляющие кажутся идеальными, это совершенно не гарант успеха. У молодых кинематографистов не затуманенный ум, близость к народу и своему зрителю, и на самом деле у них ведь есть все шансы на успех. Конечно, все продюсеры — азартные игроки, раз за разом повышающие ставки.

Как продюсировать независимое кино в России?
Елизавета Чаленко на съемках

История независимого мирового кино насчитывает уже больше ста лет. Конечно, это словосочетание больше применимо к Америке и Голливуду, где главным образом имеется в виду независимость фильмов от огромных студий, контролирующих рынок. Тем не менее, в каждой стране формировалось определенное движение независимого кино, которое всегда граничило с авторским, нишевым, авангардным кино. Во Франции была Французская Новая Волна во главе с Франсуа Трюффо, Годаром и Андре Базеном, в Италии был послевоенный неореализм. В советское время были нишевые режиссеры, которые хоть и снимали под заказ, но при этом обладали собственным авторским стилем и были известны на международных кинофестивалях.

Как продюсировать независимое кино в России?
Елизавета Чаленко на съемках

В России это понятие все еще остается достаточно размытым.

Остановимся на том, что независимое кино — это кино снятое за небольшой бюджет, рассчитанное на довольно узкую аудиторию, снятое независимо от государства, больших продюсерских студий или от географической близости к основной индустрии. В нашу диджитал эпоху снять свое кино может абсолютно каждый, сделать это стало гораздо проще и дешевле. Есть много хороших примеров доказывающих мегауспех таких проектов. «28 Панфиловцев», «Коллектор», «Межсезонье» Александра Ханта, и многие другие.  

Как продюсировать независимое кино в России?
Кадр из фильма «Время года зима»

Конечно, главная задача кроется в модели финансирования таких фильмов. Когда ты решаешь сделать независимое кино в России, нужно оценить свои шансы на получение этого самого финансирования — будь то поддержка частных инвесторов или частных фондов, краудфандинг или что-то еще.

Краудфандинг — вещь очень сложная, на нее решаются самые отчаянные и смелые. В остальном — верный способ это привлечение частных инвесторов, которым нужно правильно преподнести свой продукт, рассказать бизнес модель и сделать так, чтобы в тебя поверили. Также сейчас очень помогают платформы, которые еще на стадии девелопмента или подготовки входят в проект как партнеры, при этом оформляя договор на лицензию, забирая впоследствии эксклюзивные VOD права, чтобы показывать эти фильмы у себя на платформе сразу после проката. В связи с тем, что платформы — явление в России не такое давнее, все последние годы они активно боролись за долю рынка, поэтому вкладывали достаточно большое количество денег в контент, создавали оригинальный, покупали готовый, запускали очень много проектов. Каналы/холдинги могут также входить в фильм как соинвесторы, при этом забирая определенный пакет прав и подписываясь под большой рекламной поддержкой при помощи своих ресурсов. В последнее время вижу, что многие частные инвестиционные компании не хотят просто вкладывать деньги, как раньше, а хотят вместе с продюсером владеть правами. Тут уже вам решать, хотите вы соглашаться на такую модель или нет. Есть частные фонды, которые поддерживают таланты, такие как фонд развития кинематографии Кинопрайм. Есть возможность подать в иностранные фонды на получение грантов и сделать со-продюсирование с иностранными коллегами, получив от них минимальную гарантию, которую можно направить на финансирование фильма. Конечно, в настоящий момент существуют некоторые ограничения, но всегда можно найти людей, которые захотят с тобой работать, несмотря ни на что. Кто-то сейчас смотрит в сторону Китая, кто-то продолжает вести дела с американцами и французами. Да, есть определенные технические сложности в переводе денег, но в остальном — есть компании, которые продолжают идти на контакт.

Как продюсировать независимое кино в России?
Кадр из фильма «Время года зима»

После закрепления финансирования появляется новая сложность под названием подготовка проекта и наем команды. Так как денег у независимых фильмов обычно немного, приходится изворачиваться как только можно, чтобы завлечь профессионалов своего дела. Можно рисовать радужные фестивальные перспективы, можно расписывать великие достоинства режиссера и идеи, можно отправлять им корзины фруктов, делать все, на что способно ваше воображение. Главное, сильно не отрываться от правды и действительно верить в свой продукт, чтобы людям хотелось рисковать вместе с тобой, заразившись твоим энтузиазмом. Так как на пути придется очень сложно, нужно выбирать людей, которые пойдут за тобой хоть в огонь, хоть в воду, которые не будут руководствоваться только деньгами и которые поверят в успех. То же самое нужно проделывать и с актерами. Авторам сценария можно предложить отложенные платежи при запуске, актерам и некоторым членам команды — сниженные ставки, но с роялти от чистой прибыли компании, когда фильм начнет получать доход. О том же самом можно договориться с режиссером.

Как продюсировать независимое кино в России?
Кадр из фильма «Время года зима»

На стадии проката тоже нужно будет проявить смекалку. Хорошо, что сейчас на рынке появилось достаточно много небольших прокатчиков, готовых вкладываться в авторское кино, но бюджеты на маркетинг все равно совсем небольшие. На небольшой фильм с крепким режиссером выделяется порядка 600 000 — 1 000 000 рублей. Это совсем немного, учитывая, что основная часть идет на роспись копий, создание творческих материалов (постер, трейлер), рассылку постеров по кинотеатров и тд. и тп. Нужно проявлять смекалку предпринимателя и делать так, чтобы о твоем продукте узнало как можно больше людей, не затрачивая на это много денег. Так, можно сделать какие-то недорогие сувениры в стиле фильма и обойти всех блогеров и звезд, влюбить их в фильм, чтобы они выложили у себя посты в знак поддержки. Это может быть что угодно от брелков с реквизитом из фильма в уменьшенном формате до пластинок с саундтреком фильма. Можно сделать красивую акцию с автограф-сессией актеров или хулиганский клип на песню из фильма, можно сделать по городу граффити с кьюар-кодом. Нужно думать нестандартно, выделяться из толпы и идти на все, чтобы о фильме узнали. Можно звонить прессе, звать их на показ фильма, устраивать для них мини-вечеринки, всячески привлекать внимание к себе.  

Как продюсировать независимое кино в России?
Кадр из фильма «Время года зима»

На мой взгляд, самое важное, что нужно сделать, — не допустить войны режиссеров с продюсерами, войны, на которую оба лагеря настраивают прямо с киношколы. Серьезно, когда я училась в Met Film School, всем режиссерам на параллельном потоке внушали, что продюсер — их главный враг, у которого нужно побольше всего отжимать. А на моем продюсерском курсе нам говорили о том, как нужно режиссеров строить, чтобы изначально закручивать им все гайки) Я такую политику не поддерживаю совершенно. До сих пор у меня складывались отличные отношения со всеми режиссерами, с кем мы работали — с Юрой Быковым, с Кириллом Серебренниковым, с Игорем Поплаухиным, с Ладо Кватания и многими другими. Большинству своих личных маленьких побед я обязана именно хорошо выстроенным отношениям с режиссерами и командами. Это очень круто, когда режиссер становится твоим другом и начинает доверять тебе. Доверяет в том, что ты не хочешь забирать у него деньги просто так, в том, что ты веришь в идею и в него. Это целая огромная психологическая работа. Но нужно делать это искренне и с чистыми намерениями. Нужно на самом деле прочувствовать, что для режиссера значит этот фильм. Он же ведь влюбился в него, полностью в него погрузился, у него очень трепетное к нему отношение. Когда режиссер чувствует, что ты его понимаешь или хотя бы пытаешься понять, он открывается тебе с совершенно другой стороны. Они начинают записывать тебе длиннющие аудио, делиться проблемами, откровенничать про свое видение, благодарить за то, что их слушают и слышат, это ужас как ценно. При таком раскладе складывается магия кино.

Конечно, здесь нужно включать профессионализм, чтобы режиссер также верил, что ты сделал с продюсерской точки зрения максимально все возможное, чтобы его фильм состоялся, что ты правильно посчитал бюджет, что поговорил со всеми с кем надо, что выбил для него лучшие условия.

Как продюсировать независимое кино в России?
Светлана Устинова

Лично мне очень помог мой опыт общения с режиссерами и актерами. Сначала, когда я училась в Кингсе и ходила на просмотры и общение с большими режиссерами в BFI (British Film Institute), куда приезжали все — от Годара до Бертолуччи, при этом общаясь с молодыми режиссерами на курсе, которые с таким же детским трепетом, как вышеупомянутые мастодонты относились к своим проектам. Потом я несколько лет работала журналистом, начиная, кстати, в КиноПоиске, постоянно встречалась с ведущими режиссерами, продюсерами, актерами, которые забрались на самый верх, и все же не потеряли блеск в глазах. Задавая вопросы, слушая их истории, размышляя об их профессии, я всегда восхищалась их желанием делать фильмы. Все ненужное отбрасывалось, передо мной сидели мечтатели, жаждущие делать кино, и в конечном итоге это важнее всего. Помню, как мировые знаменитости сидели и рассказывали как они счастливы быть в индустрии, как знают, что им повезло, как каждый проект — это новая возможность, за которую нужно благодарить. У каждого была хотя бы одна история, связанная с кино, которая сформировала их как личность.  

Оглядываясь назад, я понимаю, как ценно относиться ко всем по-человечески, так как в людях сразу открывается их детская мечта делать кино, и они готовы броситься с тобой куда угодно. Спустя много лет и несколько десятков проектов, могу сказать, что главная сила любого продюсера — это и есть люди. Это кастинг-директор, исполнительный продюсер, звукорежиссер, актер, все, кому ты можешь позвонить, вспомнить былое и попросить о помощи. Это те, кто тебе доверяет, уважает и кто пойдет с тобой в следующий фильм. Расслабляться никогда не стоит, тк в кино существует очень важное правило — «Ты хорош настолько, насколько хорош твой последний проект», так что все твои предыдущие лавры не считаются.

Конечно, самое главное не сдаваться и всей душой верить в свой продукт, постоянно напоминая себе зачем ты пришел в эту прекрасную индустрию.