Итоги кинофестиваля Берлинале-2017

Триумф Росомахи, любовь на скотобойне и другие сюжеты 67-го Берлинского кинофестиваля

В минувший уикенд были подведены итоги 67-го Берлинале - первого из «большой тройки» (Венеция - Канны - Берлин) самых статусных кинофестивалей европейского континента. Жюри основного конкурса во главе с голландским режиссером Полом Верховен выступило в унисон с общественным (и, что совсем уж редкость, критическим) мнением, наградив Золотым медведем - призом лучшему фильму Берлинале - максимально далекую от повестки дня драму «О теле и душе» венгерки Ильдико Эньеди.

«О теле и душе»

Давным-давно, в 1989 году, выигравшая Золотую камеру Канн за лучший режиссерский дебют («Мой XX век» с Олегом Янковским), Эньеди не напоминала о себе с этого самого XX века, а, вернувшись с мелодрамой, поставленной в декорациях будапештской скотобойни, покорила и аудиторию Берлинале - крупнейшего из мировых кинофестивалей, открытых для широкой публики, - и его авторитетное жюри (где, наряду с Верховеном, заседали актеры Мэгги Джилленхол и Диего Луна, режиссер Ван Цюйанань и художник Олафур Элиассон).

Ильдико Эньеди

Еще две престижные награды Берлинале - Гран-при жюри и приз Альфреда Бауэра за «открытие новых перспектив в киноискусстве» - достались драме «Фелисите» малоизвестного сенегальца Алена Гомиса и триллеру «След зверя» именитой полячки Агнешки Холланд, выступившей с пламенной речью о важности как киноискусства, так и новых перспектив в нем. А вот еще один отмеченный жюри ветеран, финн Аки Каурисмяки, за своим призом - Серебряным медведем лучшему режиссеру - не вышел, предположительно обидевшись на то, что он не был главным.

Ален Гомис
Агнешка Холланд

Полностью проигнорировав взятые в конкурс англоязычные фильмы (вроде «Ужина» Орена Мовермана и «Вечеринки» Салли Поттер), Серебряных медведей лучшим актерам жюри вручило австрийцу Георгу Фридриху («Белые ночи») и кореянке Ким Мин-хи («Ночью у моря одна»), а Серебряного медведя за лучший сценарий предложило распилить чилийцам Себастьяну Лелио и Гонсало Масе («Фантастическая женщина»). Те или иные призы присуждались еще в двух десятках категорий, но самый заметный из них - приз ассоциации кинокритиков FIPRESCI - достался опять-таки Эньеди с «О теле и душе».

Георг Фридрих
Ким Мин-хи

Открывал 67-й Берлинале байопик легендарного гитариста Джанго Рейнхардта, а самой громкой из фестивальных премьер единогласно признан «Логан» - голливудский блокбастер, в котором Хью Джекман официально попрощался со сделавшей ему имя ролью Росомахи и неожиданно нарвался на лучшую прессу в своей карьере. Вовсю рекламируемый как программное заявление Людей Икс, «Логан» выйдет в прокат уже через две недели и, преуспев в нем, наверняка ускорит экранную встречу Росомахи и Дэдпула (благо эта идея симпатична и Джекману, и Райану Рейнольдсу).

«Логан»

Высматривать в берлинской программе будущих оскаровских номинантов - занятие, прямо скажем, неблагодарное (Берлинале - не Канны и тем более не TIFF), хотя пример прошлого года учит, что все возможно: открывавший фестиваль «Да здравствует Цезарь!» номинирован за лучшие декорации, а награжденный Золотым медведем «Огонь в море» претендует на «Оскар» лучшему документальному фильму. Последуют ли по их следам Эньеди, Каурисмяки или, чем черт не шутит, «Логан», мы узнаем всего-навсего через год, а вот как выглядит полный список лауреатов основного конкурса 67-го Берлинале:

Золотой медведь - «О теле и душе» Ильдико Эньеди

Серебряный медведь (Гран-при жюри) - «Фелисите» Алена Гомиса

Серебряный медведь (Приз Альфреда Бауэра) - «След зверя» Агнешки Холланд

Серебряный медведь за лучшую режиссуру - Аки Каурисмяки, «По ту сторону надежды»

Серебряный медведь за лучшую мужскую роль - Георг Фридрих, «Белые ночи»

Серебряный медведь за лучшую женскую роль - Ким Мин-хи, «Ночью у моря одна»

Серебряный медведь за лучший сценарий - Себастьян Лелио, Гонсало Маса, «Фантастическая женщина»

Серебряный медведь за выдающиеся художественные достижения - Дана Бунеску, «Ана, любовь моя» (монтаж)