Итоги Каннского кинофестиваля-2018

Победители, проигравшие и возмутители спокойствия 71-го Каннского кинофестиваля

На набережной Круазетт объявили имена лауреатов очередного Каннского кинофестиваля. Золотая пальмовая ветвь досталась приглянувшейся многим, но не считавшейся фаворитом семейной драме «Магазинные воришки» японца Хирокадзу Корээды, вторым по важности призом наградили именитого Спайка Ли и его лучший за много лет фильм «Черный клановец», и это лишь некоторые из фестивальных итогов, заинтриговавших кинокритика ELLE.

Хирокадзу Корээда («Магазинные воришки»)

Каннские эксперты сходились во мнении, что конкурсная программа очередного фестиваля была исключительно сильной, поэтому в предположительных фаворитах ведомого Кейт Бланшетт жюри ходила добрая дюжина фильмов, среди которых «Магазинные воришки» отнюдь не выделялись. Однако, по словам Бланшетт, она и ее коллеги (вроде Кристен Стюарт, Авы ДюВерней, Дени Вильнева и Андрея Звягинцева) были «абсолютно потрясены» работой малоизвестного массам, но уже награждавшегося в Каннах (призом жюри в 2013 году) японца Корээды («Сын в отца»).

Лора Харриер, Спайк Ли и Барри Александр Браун «Черный клановец»

Единодушное одобрение жюри вызвал и «Черный клановец» Спайка Ли — спродюсированная новоиспеченным оскароносцем Джорданом Пилом черная комедия о черном копе, триумфально внедряющемся в отделение ку-клукс-клана, чтобы его развалить. Фестивальную «бронзу» получила сорвавшая 15-минутные овации и небезосновательно рассчитывающая на оскаровскую номинацию ливанская драма «Капернаум», чей автор Надин Лабаки («Карамель») была одной из трех женщин, фильмы которых взяли в основной конкурс.

Халед Музаннар, Зейн Альрафи и Надин Лабаки («Карамель»)

В отсутствие орды суперзвезд и Харви Вайнштейна с его славившимися по обе стороны Атлантики каннскими вечеринками в новости неизбежно угодила тема гендерного неравноправия в конкурсной программе, которой была посвящена акция немого женского протеста накануне премьеры «Девушек солнца» Евы Хассон. Фильм, увы, оказался совсем не под стать поводу, зато третья претендовавшая на Золотую пальмовую ветвь женщина-режиссер, итальянка Аличе Рорвахер, без приза не осталась (разделив победу в категории «Лучший сценарий» с иранцем Джафаром Панахи).

«Летним лагерем моей мечты» и «десятидневной киношколой» назвала свое пребывание на фестивале Кристен Стюарт, и ее можно понять: среди других награжденных в Каннах фильмов оказались, в частности, «Холодная война», еще одна мастерская черно-белая драма оскароносного поляка Павла Павликовского (названного лучшим режиссером), и «Образ и речь», глубоко экспериментальная работа легендарного Жана-Люка Годара (ради которого была придумана «специальная» Золотая пальмовая ветвь).

Марчелло Фонте и Самал Еслямова

Примерно никто не угадал, кому достанутся актерские призы. Их в пику прошлому году, когда награждались голливудские звезды Хоакин Финикс и Диана Крюгер, получили мало кому известные итальянец Марчелло Фонте (за «Догмэна» Маттео Гарроне) и рожденная в СССР Самал Еслямова (за «Айку» Сергея Дворцевого). Казахская актриса (уже снимавшаяся у Дворцевого в «Тюльпане») сыграла титульную героиню, молодую киргизскую девушку, оставляющую своего новорожденного сына в московском роддоме.

Симптоматично, что без единого приза остался в итоге фильм, собравший в Каннах наиболее восторженную прессу, — «Пылающий» Ли Чхан-дона. Снятый бывшим министром культуры и туризма Южной Кореи экзистенциальный триллер с Гленном из «Ходячих мертвецов» ограничился наградой Международной федерации кинопрессы и рекордным (3,8 по 4-балльной шкале) средним баллом, выведенным ему интернациональной сборной освещавших фестиваль кинокритиков.

Терри Гиллиам, Джонатан Прайс и Адам Драйвер («Человек, который убил Дон Кихота»)

Как обычно, в число главных событий Канн вошли фестивальные гала-премьеры во главе с новыми фильмами многоопытных и противоречивых Терри Гиллиама и Ларса фон Триера. Оба выступили в своем репертуаре и разделили мнения: англичанин с доводившимся до ума на протяжении трех декад «Человеком, который убил Дон Кихота» — весело и без фанатизма, датчанин с кровавым и женоненавистническим хоррором «Дом, который построил Джек» — так, как умеет только он.

По свидетельствам очевидцев, по ходу премьерного показа фильма, где играющий маньяка Мэтт Диллон калечит животных и убивает женщин, из зала ушли свыше сотни зрителей, и хотя более или менее обязательной овации не избежал и фон Триер, сам факт отмены его статуса каннской персоны нон грата с подобным фильмом (и по горячим следам заявления Бьорк, обвинившей безымянного «датского режиссера» в харассменте) вызвал вопросы у многих. Особенно учитывая повестку дня, которую во время церемонии закрытия усугубила актриса Азия Ардженто с гневной речью по адресу Вайнштейна.

Бруно Ганц, Ларс фон Триер, Мэтт Диллон и Шиван Фэллон («Дом, который построил Джек»)

Существенно менее острым, но тоже скандальным моментом стало отсутствие в Каннах стриминг-гиганта Netflix, собиравшегося привезти на фестиваль новые фильмы Альфонсо Куарона, Пола Гринграсса и, страшно сказать, Орсона Уэллса, но передумавшего, когда им официально не разрешили претендовать на призы. Как следствие, на Круазетт Netflix появился только в качестве покупателя, прибрав к рукам права на показ «Счастливого Лазаря» и награжденной Золотой камерой за лучший дебют бельгийской драмы «Девочка».

А теперь еще раз, с выражением — лауреаты основного конкурса 71-го Каннского кинофестиваля:

Золотая пальмовая ветвь — «Магазинные воришки» Хирокадзу Корээды

Гран-при — «Черный клановец» Спайка Ли

Приз жюри — «Капернаум» Надин Лабаки

Лучший режиссер — Павел Павликовский, «Холодная война»

Лучший сценарий — «Счастливый Лазарь» (Аличе Рорвахер) и «Три лица» (Джафар Панахи, Надер Севар)

Лучшая актриса — Самал Еслямова, «Айка»

Лучший актер — Марчелло Фонте, «Догмэн»

Специальная Золотая пальмовая ветвь — «Образ и речь» Жана-Люка Годара