«Ирландец»: большое кино для малых экранов

Роберт Де Ниро, Аль Пачино и Джо Пеши в новом шедевре Мартина Скорсезе

27 ноября на Netflix выходит «Ирландец» — самый длинный (3,5 часа) и самый дорогой (свыше 150 миллионов долларов) фильм Мартина Скорсезе. Посмотрев «Ирландца» в кино, критик ELLE объясняет, почему magnum opus 77-летнего классика не пропадет и на малых экранах.

Сидя в больничной коляске в доме престарелых, Фрэнк Ширан по прозвищу Ирландец (Роберт Де Ниро) вспоминает молодость. Как в 1950-х он, водитель-дальнобойщик, познакомился с филадельфийским криминальным боссом Расселлом Буфалино (Джо Пеши) и со временем стал его правой рукой. «Я слышал, ты красишь дома?» — однажды спросит Фрэнка знаменитый профсоюзный лидер Джимми Хоффа (Аль Пачино). «Да, и плотничеством не брезгую», — ответит ему Ирландец. Надо ли уточнять, что Ширан — никакой не маляр и тем более не плотник, но началу их с Хоффой многолетней дружбы это не помешает.

Для фильма, на 15 лет застрявшего в так называемом «производственном аду», «Ирландец» смотрится на редкость безболезненно. Понятно, что Скорсезе — лучший из ныне живущих американских режиссеров — нечасто покидает пик формы: «Молчание» получилось на любителя, но сравнительно недавно, меньше шести лет назад, вышел и витальный, упоительный «Волк с Уолл-стрит». И все знают, что «Ирландец» был профинансирован из бездонных карманов стриминг-гиганта Netflix, причем значительная часть бюджета ушла на компьютерное омоложение исполнителей трех главных ролей.

Но думаешь об этом в последнюю очередь. Да, актеры с лицами 40-летних порой передвигаются как пенсионеры, а понять, сколько десятилетий разделяют те или иные сцены, зачастую проблематично. Однако решение доверить эти роли Де Ниро, Пеши и Пачино — не столько продиктованное чудесами техники, сколько философско-романтическое. Скорсезе подводит итоги — собственной карьеры и отчасти синонимичного ей гангстерского жанра, — и с кем ему делить эту миссию, если не со старыми приятелями и примкнувшим к ним Элом, каким-то чудом не игравшим у Марти раньше.


Эпизодические роли для пущей убедительности распределены между хорошими актерами, ранее замеченными либо в «Клане Сопрано» (Стивен Ван Зандт, Кэтрин Нардуччи), либо в «Прослушке» (Доменик Ломбардоззи, Пол Бен-Виктор), либо в спродюсированной самим Скорсезе «Подпольной империи» (Бобби Каннавале, Стивен Грэм и кто только не). Но почти все они именно что эпизодические — как и совсем мимолетное камео великого Харви Кайтела. Этот монументальный фильм Де Ниро, Пеши и Пачино сыграли более-менее втроем — и каждый из них берет в «Ирландце» либо новые, либо хорошо забытые старые высоты.

Де Ниро давно не играл настолько сдержанно и, за неимением лучшего слова, естественно: это виртуозный, щедрый на нюансы портрет человека, который доживает до старости, не особенно изменившись, но набрав колоссальный эмоциональный вес. Пачино, дорвавшись до работы с режиссером, для которой он был рожден, впервые с мезозоя находит баланс между драмой и драматическими жестами: одинаково убедительны здесь и его уморительные перепалки с Грэмом, и выразительные диалоги с Де Ниро. Пеши так не впечатлял никогда, даже в «Славных парнях»: это роль оскаровского калибра.

Но главная звезда тут, конечно, автор. Подобно Тарантино с «Однажды... в Голливуде», Скорсезе выпустил расширенную компиляцию собственных greatest hits: от прозаики насилия до черного юмора, от пулеметного монтажа до элегантных проходов камеры, от глубоко италоамериканского до сугубо ирландского. Как и Квентин, Марти отказывается извиняться за дефицит героинь, которым есть что сказать, и тоже имеет на это право: в истории Ширана хоть сколько-нибудь важна только одна женщина, и играющие ее Люси Галлина с Анной Пэкуин не подводят.

Пожалуй, единственная веская претензия к «Ирландцу» — это его немилосердный хронометраж. Скорсезе — не юноша и в его манере повествования проскальзывают отчетливо стариковские (см. поздний Иствуд) нотки: сначала в середине, а затем в концовке фильм немного буксует. В этой связи даже у ярых поклонников режиссера — знаю по себе — может возникнуть еретическое предположение, что «Ирландец» не проиграл бы в формате мини-сериала из трех или четырех эпизодов. На то нам, впрочем, и Netflix: если подобный эпос готов обойтись без больших экранов, то и кнопка «пауза» его не испортит.

10/10


Смотрите также

«Казино». Предыдущая, 24-летней давности, коллаборация Скорсезе, Де Ниро и Пеши — немногим менее эпическая и к тому же заработавшая Шерон Стоун номинацию на «Оскар».

«Барри Линдон». С исторической драмой Стэнли Кубрика «Ирландца» первым сравнил в своем твиттере Гильермо дель Торо. И поделом: это еще один длинный и взыскательный фильм-эпитафия.

«Авиатор». Осуществлением заветной мечты Скорсезе должна стать в обозримом будущем криминальная драма «Убийцы лунного цветка», где сыграют обе его музы, Де Ниро и звезда «Авиатора» Леонардо ДиКаприо.