Сегодня, 23 июля, день рождения празднует Вуди Харрельсон — активист, анархист, дважды оскаровский номинант, лауреат «Эмми» и один из лучших американских актеров последних десятилетий. Поздравляя неотразимого техасца с 54-летием, ELLE вспомнил основные вехи его карьеры.
«Белые люди не умеют прыгать»
(White Men Can't Jump), 1992
Сыграв свою первую кинороль в «Диких кошках», заработавшей разгромные рецензии комедии об американском футболе, с дебютировавшим там же Уэсли Снайпсом Харрельсон подружился и воссоединился через шесть лет, в еще одной комедии, где оба вновь сыграли спортсменов (на сей раз — уличных баскетболистов с денежными проблемами). Результат оказался куда удачнее: реактивный тандем Вуди и Уэсли покорил и бокс-офисы, и критиков.
«Прирожденные убийцы»
(Natural Born Killers), 1994
Развив первый успех ролью в «Непристойном предложении» (эта мелодрама принесла Вуди номинацию на «Золотую малину», но оставалась его главным кассовым хитом на протяжении двух десятилетий), Харрельсон оперативно приумножил свою славу съемками в скандальном фильме Оливера Стоуна, где ему и молодой Джульетт Льюис достались титульные роли — придуманных Тарантино (сценарий которого был нещадно переписан) постмодернистских Бонни и Клайда.
«Народ против Ларри Флинта»
(The People vs. Larry Flynt), 1996
Однако истинным пиком карьеры Вуди стала роль знаменитого издателя «Хастлера» и серийного борца с американским правосудием в этом мастерски исполненном байопике за авторством Милоша Формана («Пролетая над гнездом кукушки», «Амадей»). В отличие от провалившегося в прокате фильма, вдохновенный tour de force Харрельсона был оценен по достоинству — номинациями на «Оскар», «Золотой глобус» и премию актерской гильдии.
«Добро пожаловать в Zомбилэнд»
(Zombieland), 2009
Играя как главные, так и эпизодические роли в великих («Тонкая красная линия», «Старикам тут не место») и просто хороших («Северная страна», «Транссибирский экспресс») фильмах, не привыкший торопиться и всюду успевающий Вуди не дал заметить, что его следующего персонального бенефиса пришлось ждать чертову дюжину лет. Зато напомнил о себе актер на славу — сделав зомби-апокалипсис настолько веселым, насколько это в принципе возможно.
«Посланник»
(The Messenger), 2009
Те же 13 лет разделили и две оскаровские номинации Харрельсона, обязанного израильтянину Орену Моверману своими лучшими драматическими ролями. И хотя в вышедшем двумя годами позже «Бастионе» Вуди за главного и охотно выпускает на волю внутреннего психопата (зрелище, равных которому мало), его второплановая роль в «Посланнике» — выполняющего худшую работу в мире завязавшего алкоголика — впечатлила даже больше.
«Игра изменилась»
(Game Change), 2012
Ничуть не меньший эффект произвело недавнее возвращение Харрельсона на ТВ (имя — и семь номинаций на «Эмми» — ему заработала в конце 1980-х и начале 1990-х роль бармена Вуди в ситкоме «Чирс»). Играя республиканского стратега, вынужденного иметь дело с кандидатом в вице-президенты США Сарой Пэйлин, Харрельсон резко изменяет привычному амплуа — и нередко переигрывает саму Джулианну Мур.
«Настоящий детектив»
(True Detective), 2014
Опыт работы на HBO Вуди, как и примерно всем его коллегам, явно понравился, и надо ли напоминать, к чему это привело. Мы, однако же, напомним: за присутствие в их фильмографиях картины «Серфер» Харрельсон и Мэттью МакКонахи реабилитировались сполна. Причем неблагодарную роль Вуди на фоне экзистенциальных монологов Мэттью недооценивать нельзя ни в коем случае — для триумфа первого сезона «Настоящего детектива» они были одинаково важны.
«Три билборда на границе Эббинга, Миссури»
(Three Billboards Outside Ebbing, Missouri), 2017
Роль смертельно больного полицейского в фильме ирландца Мартина Макдонаха можно считать одной из лучших, что сыграл Харрельсон. Картина была отмечена за лучший сценарий на Венецианском кинофестивале, выиграла 4 премии «Золотой глобус», и взяла две премии «Оскар» (за лучшую женскую роль (Фрэнсис Макдорманд) и лучшую мужскую роль второго плана (Сэм Рокуэлл). По сюжету мать-одиночка Милдред Хейз вступает в противоборство с полицией родного города, которая не спешит раскрывать зверское убийство ее дочери. Для этого она арендует три рекламных щита, на которых вешает обращение к шефу полиции. В противоборстве женщины и властей нет победителей и проигравших, как нет в фильме плохих и хороших. Здесь всех жалко и всем сочувствуешь. Шеф, который поначалу не вызывает симпатий, оказывается тонким и порядочным человеком. Если Вуди и не взял «Оскар» за этот фильм, то только потому, что был номинирован вместе с коллегой по фильму, Сэмом Рокуэллом, который идеально перевоплотился в мерзавца и расиста, ставшего в конце фильма героем. Такой сюжет не смог переиграть даже Вуди.