Сегодня, 20 октября, отмечает день рождения Вигго Мортенсен — говорящий на пяти языках поэт, музыкант, художник, фотограф и актер, которому по плечу и дефиле в миллиардной франшизе, и великие драматические роли. Поздравляя Вигго с 57-летием, ELLE вспоминает особенно важные и самые яркие моменты его 30-летней актерской карьеры.
«Индеец-беглец»
(The Indian Runner), 1991
Режиссерский дебют Шона Пенна — фильм о кровных узах и типах мужественности по мотивам песни Брюса Спрингстина — сложно назвать уверенным, а вот в ряду ранних работ Мортенсена «Индеец-беглец» — одна из лучших. Актерский диапазон Вигго — от пьяного ступора до ярого психоза — тут налицо, причем самые мрачные черты своего героя, молодого бунтаря Фрэнка, актеру помог обнаружить Пенн, приставивший к нему одного из «Ангелов ада» — бороться с чересчур бросавшейся в глаза «врожденной добротой» Мортенсена.
«Багровый прилив»
(Crimson Tide), 1995
Первый в карьере актера сертифицированный хит — триллер Тони Скотта, к искрометному сценарию которого приложил руку не упоминающийся в титрах Квентин Тарантино. В главных ролях капитана американской субмарины и его старпома, разошедшихся во взглядах на военную стратегию, рвут и мечут Джин Хэкмен и Дензел Вашингтон, но запоминается и остающийся в их тени Мортенсен, чей герой оказывается перед одной из таких моральных дилемм, на которых Вигго впоследствии съест не одну собаку.
«Властелин колец»
(The Lord of the Rings), 2001-2003
Снявшись у Скотта-старшего в «Солдате Джейн» и в паре необязательных ремейков хичкоковской классики, долгожданный пропуск в элиту Вигго получил, сыграв Арагорна в орденоносной трилогии Питера Джексона. Примечательно, что от роли успели отказаться Николас Кейдж, Расселл Кроу и Дэниел Дей-Льюис (дважды), а вроде бы утвержденного на нее Стюарта Таунсенда заменили Мортенсеном уже в процессе съемок. Как бы то ни было, из всех актерских открытий трилогии самую блестящую карьеру построил именно Вигго.
«Оправданная жестокость»
(A History of Violence), 2005
Соавтором главных побед Мортенсена вот уже десять лет является канадец Дэвид Кроненберг, с появлением в его жизни Вигго изменивший фирменному боди-хоррору и принявший снимать менее изощренные, но еще более действенные драмы. Бесспорно лучшая из них — эта могучая адаптация, как ни странно, комикса, в которой преуспели многие (а Уильям Херт за свое по сути камео даже заработал номинацию на «Оскар»), но Мортенсена в роли примерного семьянина с темным прошлым не превзошел никто.
«Порок на экспорт»
(Eastern Promises), 2007
Зато сам Вигго превзошел себя всего через два года — под руководством того же Кроненберга, в принесшей актеру его первую и пока единственную оскаровскую номинацию роли российского «вора в законе» в Лондоне. Редчайший для Голливуда прецедент — западный актер, играющий русского так, что носителям языка почти не смешно («Звали меня пень — за упрямство» — это все же классика), а местами даже страшно, — увенчался канонической, не нуждающейся в переводе сценой с голым Мортенсеном в турецких банях.
«Дорога»
(The Road), 2009
Безупречная, немногим хуже «Старикам тут не место», экранизация романа Кормака МакКарти и еще одна превосходная роль Мортенсена, играющего одного из последних приличных людей в постапокалиптической Америке. Посмотрели фильм, увы, единицы — хотя, например, бьющий в последние годы все рейтинговые рекорды телесериал «Ходячие мертвецы» не только делит с «Дорогой» цветовую гамму и декорации, но и в главной роли имеет Эндрю Линкольна — местами совершеннейшего двойника Вигго.
«Опасный метод»
(A Dangerous Method), 2011
В своей третьей — и снова отличной — роли у Кроненберга Мортенсен ушел на второй план, но после всех истерик Киры Найтли и терзаний Майкла Фассбендера MVP фильма кажется именно Вигго, играющий отца психоанализа Зигмунда Фрейда со спокойной мощью, на которую не у всякого хватило бы выдержки — не говоря уже о таланте. Наградой Мортенсену стала вторая номинация на «Золотой глобус», и это, хочется верить, только начало: призы по одному из лучших актеров наших дней плачут давно и в голос.