Сегодня, 6 ноября, отмечает день рождения Итан Хоук — актер, режиссер, сценарист и писатель, остающийся на виду и в завидной форме вот уже без малого 30 лет. Поздравляя Итана с 47-летием, ELLE вспоминает его самые яркие роли.

«Полуночная чистка»

(A Midnight Clear), 1992

«Полуночная чистка»

Успев запомниться ролью одного из студентов Робина Уильямса в «Обществе мертвых поэтов», Хоук вышел на первый план в одном из самых необычных — и недооцененных — фильмов о Второй мировой. Герой Итана — юный сержант застрявшего в заснеженном Арденнском лесу отряда, куда набрали солдат с исключительно высокими IQ — явно не разглядев разницу между двумя значениями («интеллект» и «разведка») одного и того же английского слова. Трагические и местами неожиданно смешные приключения отряда не преуспели в прокате, но репутация Хоука крепла на глазах.

«Реальность кусается»

(Reality Bites), 1994

«Реальность кусается»

Режиссерский дебют Бена Стиллера подарил миру канонического Хоука — обаятельного разгильдяя и ранимого сердцееда, в образе которого Итан провел остаток сделавших его звездой 1990-х. Эта романтическая комедия о типичных представителях «Поколения X» (включая героя Хоука — импульсивного Троя, которому ничего не стоит променять очередную работу на шоколадный батончик) повторила судьбу многих фильмов той поры: удостоившись скромных сборов и сдержанных отзывов в момент выхода, два десятилетия спустя «Реальность кусается» — культовая классика.

Трилогия «Перед»

(Before Sunrise, Before Sunset, Before Midnight), 1995-2013

Трилогия «Перед»

Ричард Линклейтер, Жюли Дельпи и Хоук едва ли ошибаются, когда шутят, что их растянувшаяся на 18 лет романтическая трилогия является наименее кассовой из всех голливудских франшиз. К счастью, иногда успех фильма измеряется не сборами и даже не оскаровскими номинациями (их у всех троих по две, за написанные в соавторстве сценарии к «Перед закатом» и «Перед полуночью»), а его способностью врезаться в память целого поколения. А уж в этом смысле с беседами американца Джесси и француженки Селин может поспорить разве что «История игрушек».

«Гаттака»

(Gattaca), 1997

«Гаттака»

С грохотом провалившись в прокате, эта изобретательная антиутопия Эндрю Никкола окончательно зацементировала статус Хоука — любимца режиссеров и критиков, фильмам которого отчаянно не везет в бокс-офисе. Присваивая себе личность Джуда Ло — «человека первого сорта» в генетически безжалостном мире будущего, — Итан играет по сути две роли, щедро наделяя обе патентованным нервозным шармом. А еще именно на съемках «Гаттаки» Хоук познакомился со своей первой женой Умой Турман (с которой впоследствии снялся еще и в «Пленке» того же Линклейтера).

«Тренировочный день»

(Training Day), 2001

«Тренировочный день»

Назвав «Пленку» своей «первой взрослой ролью», Хоук недолго убеждал в собственной зрелости коллег по цеху — вышедшая в том же году бескомпромиссная драма об одном дне из жизни двух лос-анджелесских копов принесла Итану актерскую номинацию на «Оскар». А чтобы мало не показалось, «Тренировочный день» стал первым со времен «Общества мертвых поэтов» кассовым хитом Хоука — на сыгравшего его коррумпированного напарника Дензела Вашингтона по этой части можно положиться всегда.

«Игры дьявола»

(Before the Devil Knows You're Dead), 2007

«Игры дьявола»

Попробовав себя в режиссуре (в частности, нестыдной экранизацией собственного романа «Самый жаркий штат») и исполнив постельную сцену с Анджелиной Джоли (в триллере «Забирая жизни»), Хоук продолжил победную серию съемками у голливудского классика Сидни Люмета. Эта семейная драма о необдуманных поступках и их трагических последствиях оказалась одной из лучших в фильмографии режиссера — не говоря уже об Итане, с достоинством выдержавшем один из самых непростых актерских тестов: не осрамиться, деля экран с Филипом Сеймуром Хоффманом.

«Отрочество»

(Boyhood), 2014

«Отрочество»

Вторую оскаровскую номинацию Хоук-актер заслужил ролью второго плана в гениальном "Отрочестве", что ты будешь делать, Линклейтера — на стабильно высоком уровне их связки в последние годы работал еще разве что тандем Скорсезе и Ди Каприо. Так и не вышедший в российский прокат, этот фильм — лучшее, что случилось с мировым кинематографом 2010-х, и если у главной звезды "Отрочества" Эллара Колтрейна все еще впереди, то сыгравшие его родителей Хоук и Патриша Аркетт были вознаграждены номинациями на все призы на свете (а Аркетт и вовсе наиграла на "Оскар").

«Рожденный для грусти»

(Born to Be Blue), 2016

«Рожденный для грусти»

Наконец, необыкновенно плодотворным оказался для Итана уходящий год, по ходу которого его можно было увидеть в полудюжине новых фильмов в диапазоне от обаятельной трагикомедии "План Мэгги" до бессмысленного ремейка "Великолепной семерки". Ну и будь в этом мире справедливость, Хоук имел бы отличный шанс впервые претендовать на "Оскар" лучшему актеру — не самая броская, но совершенно выдающаяся роль джазового гения Чета Бейкера в его промахнувшемся мимо большинства радаров антибайопике напрашивается на репутацию лучшей в карьере актера.