Сегодня в российский прокат выходит «Черная месса» — первое за несколько лет напоминание о том, что Джонни Депп не только большая звезда, но и, когда ему это интересно, большой актер. Предвосхищая четвертую оскаровскую номинацию всеми любимого лицедея, ELLE выбирает лучшие из его широкоэкранных перформансов.

«Эдвард руки-ножницы»

(Edward Scissorhands), 1990

«Эдвард руки-ножницы»

Заработав репутацию тин-идола ролью в телесериале «Джамп стрит, 21» (четверть века спустя переделанном в голливудскую комедию «Мачо и ботан»), карьеру в кино Депп сделал от обратного — не полагаясь на свою модельную внешность, а ставя на ней эксперименты. Мрачная, но добрая сказка Тима Бертона стала началом их с Джонни необыкновенно плодотворного сотрудничества и принесла актеру номинацию на «Золотой глобус» — первую из десяти.

«Что гложет Гилберта Грейпа?»

(What's Eating Gilbert Grape), 1993

«Что гложет Гилберта Грейпа?»

Драма Лассе Хальстрема навсегда останется в истории как актерский прорыв юного Леонардо Ди Каприо, наигравшего в роли умственно отсталого подростка на оскаровскую номинацию, но душа и сердце фильма — это именно Депп, как никогда убедительно демонстрирующий, что для выдающейся второплановой роли в первую очередь необходим хороший актер в главной.

«Эд Вуд»

(Ed Wood), 1994

«Эд Вуд»

В своей второй коллаборации с Бертоном очень хороший актер Депп сыграл очень плохого (если не худшего в истории) голливудского режиссера Эда Вуда. Пробивающаяся сквозь каждый кадр нежность к своему нелепому герою сделала фильм одним из лучших в послужном списке Бертона, а сыгранную Джонни титульную роль — первым из золотых стандартов его трагикомического дара.

«Мертвец»

(Dead Man), 1995

«Мертвец»

Череду негромких коммерческих провалов Деппа (успевшего сыграть еще и у Кустурицы в «Аризонской мечте») блистательно увенчал его, пожалуй, самый странный фильм — философский, гипнотический, галлюциногенный, да еще и черно-белый вестерн Джима Джармуша с Джонни в роли путешествующего по Дикому Западу бухгалтера по имени Уильям Блейк.

«Донни Браско»

(Donnie Brasco), 1997

«Донни Браско»

Одна из наименее эксцентричных и самых «нормальных» ролей Деппа украсила эту основанную на реальных событиях криминальную драму Майка Ньюэлла, где он опять играет титульную роль — фэбээровца, втершегося в доверие к членам итало-американской мафии, — и вновь сознательно уступает инициативу другому актеру (благо здесь это сам Аль Пачино).

«Сонная Лощина»

(Sleepy Hollow), 1999

«Сонная Лощина»

Может статься, лучший фильм Тима Бертона — красивый («Оскар» за лучшие декорации), страшный (не по-бертоновски, всерьез) и неожиданно успешный (200 миллионов долларов в мировом прокате) хоррор о таинственном всаднике без головы и расследующем его деяния констебле (Депп в элементарной по его меркам, но идеально вписывающейся в общую картину роли).

«Пираты Карибского моря: Проклятие Черной жемчужины»

(Pirates of the Caribbean: The Curse of the Black Pearl), 2003

«Пираты Карибского моря: Проклятие Черной жемчужины»

Проведя в Голливуде без малого 20 лет, Депп успел приложить руку к нескольким хитам, но сохранял реноме аутсайдера — звезды культовых фильмов, чье имя продает DVD, но не правит бокс-офисами. Все изменилось с выходом «Пиратов», принесших Джонни первую номинацию на «Оскар» и сделавших его героя, вдохновленного мультипликационным скунсом и Китом Ричардсом пирата Джека Воробья, одной из самых узнаваемых икон поп-культуры XXI века.

«Волшебная страна»

(Finding Neverland), 2004

«Волшебная страна»

Не изменив своей давней привычке чередовать фильмы-аттракционы с драматическими выходами, Джонни заработал вторую оскаровскую номинацию, уверенно, вплоть до акцента, сыграв сэра Джеймса Мэттью Бэрри — шотландского драматурга, чья нечаянная дружба с овдовевшей домохозяйкой и ее детьми вдохновила его на сочинение «Питера Пэна».

«Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит»

(Sweeney Todd: The Demon Barber of Fleet Street), 2007

«Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит»

Уже третий в этом списке фильм, который уместно пересмотреть не только в связи с выходом «Черной мессы», но и по случаю грядущего Хеллоуина, — еще один плод буйной фантазии Тима Бертона, сделавшего Деппа звездой готического хоррора по мотивам одноименного мюзикла об острых лезвиях и мясных пирогах. Запев, Джонни с восьмой попытки выиграл, наконец, «Золотой глобус».

«Черная месса»

(Black Mass), 2015

Последние годы фильмографию Деппа, мягко говоря, не украсили: из дюжины его недавних ролей не было стыдно разве что за озвученную Джонни ящерицу из «Ранго» и Джона Диллинджера из «Джонни Д.» Что ж, «Черная месса» в таком случае — громогласное возвращение в форму: в глубоко неприятном образе еще одного знаменитого гангстера Уайти Балджера актер растворился до неузнаваемости и с былым блеском.