В прокат выходит «Французский вестник. Приложение к газете „Либерти. Канзас ивнинг сан“» — 10-й полнометражный фильм Уэса Андерсона. Кинокритик ELLE рассказывает, как всеми любимый голливудский сказочник распорядился самым представительным актерским ансамблем этого года.
В вымышленном французском городке Эннуи-сюр-Блазе (в приблизительном переводе — Тоска-на-Апатии) умирает от сердечного приступа главный редактор (Билл Мюррей) базирующегося там еженедельного приложения к американской газете. В соответствии с его детальным завещанием журнал подлежит закрытию, но только после выхода прощального номера, где будут перепечатаны истории за подписью особенно любимых главредом авторов (в исполнении Оуэна Уилсона, Тильды Суинтон, Фрэнсис МакДорманд и Джеффри Райта).
К 2021 году со своим отношением к Уэсу Андерсону определились более или менее все, кто иногда смотрит кино. Это несложно: из десяти его фильмов от других слегка отличаются максимум два — и лишь тем, что они не игровые, а анимационные. Хотя и это то еще отличие: со своей хорошо известной любовью к симметрии и пестроте (чем дальше, тем больше граничащей с обсессивно-компульсивным расстройством) Уэс снимает игровые фильмы так, как аниматоры Pixar — рисуют: используя набор юного чертежника и 100 цветных фломастеров там, где другим зачастую хватает карандаша и ластика.
Что до причины, по которой этот его авторский почерк знаком примерно каждому, то она на поверхности — постера к любому его фильму, уже давно пестрящему не только всеми цветами радуги, но и десятками имен, всякий раз составляющими картину под названием «кто есть кто в современном авторском кино». Чем больше актеров исполняют заветную мечту сняться у Андерсона, тем утомительнее его привычка забивать этими актерами гвозди, но изяществом, с которым Уэс этим занимается, сложно не восхищаться.
«Французский вестник» — это по сути альманах, состоящий из пролога, прелюдии, трех самостоятельных историй и эпилога. Слегка жульнический и не особенно увлекательный, этот формат вроде бы располагает к тому, чтобы большему количеству актеров было что сыграть, но, говоря по правде, запоминаются в итоге единицы. Эффектно рычащий Бенисио дель Торо в роли сидящего в тюрьме художника и вездесущая Леа Сейду в роли его полностью обнаженной музы, впоследствии оказывающейся тюремной надзирательницей. Всегда надежная МакДорманд и открытие фильма, алжирская актриса Лина Кудри. Отчасти списанный с Джеймса Болдуина Райт — да, пожалуй, и все.
История с дель Торо, Сейду и одержимым арт-дилером в исполнении Эдриана Броуди рассказана первой и выглядит интереснее всего: и в целом, и в частностях (вроде того, как показано взросление главного героя). История с Райтом — самая необязательная: никакие анимационные вставки и крупные планы деликатесов не компенсируют бессодержательность камео оскаровских номинантов Эдварда Нортона, Уиллема Дефо и Сирши Ронан. (Сколько тут лауреатов или номинантов «Оскара»? Шестнадцать — и это только в актерском ансамбле!) О чем история с МакДорманд, Кудри и Тимоти Шаламе? Вероятно, о том, что Годара и Трюффо Уэс любит немногим меньше, чем журнал The New Yorker.
Однако в первую, вторую и тридесятую очередь «Французский вестник» — это именно что ода писателям (а также журналистам, эссеистам, колумнистам и так далее — в английском языке они называются одним словом). Это несколько затрудняет критику по адресу фильма: да, он бессвязный и с налетом самовосхваления, но какой автор не впадает в грех самодовольства, сдав в печать хороший текст? Учитывая, что воспеваемая Андерсоном профессия находится под перманентной угрозой исчезновения, сам факт существования этого фильма — кишащего звездами, обреченного на горсть оскаровских номинаций — не может не радовать.
Но нельзя не признать и то, что многими любимый автор зарапортовался и снимает, хоть и от души, на автопилоте. Самое неожиданное, что случилось в кадре фильма или хотя бы в связи с ним, это полнометражный альбом кавер-версий старых франкоязычных хитов, выпущенный по горячим следам работы над саундтреком экс-фронтменом группы Pulp Джарвисом Кокером. В остальном все как всегда: если вы любите фильмы Уэса Андерсона, то вам, вероятно, угодит и этот, ну а если вдруг нет, то этот не понравится тем более.