Фильм недели: «Жена»

Гленн Клоуз в шаге от «Оскара», братья Коэн на Диком Западе и другие сюжеты уикенда

Выбор ELLE — достойный «Оскара» бенефис Гленн Клоуз, а также еще одна премьера, наиболее многообещающий трейлер и тематическая рекомендация недели.

Смотрите дома

«Жена»

(The Wife)

Джозеф Кастельман (Джонатан Прайс) разве что не лезет на стенку в ожидании телефонного звонка — все говорит о том, что через несколько часов его объявят очередным лауреатом Нобелевской премии по литературе. Его жена Джоан (Гленн Клоуз) испытывает по этому поводу противоречивые чувства — и не потому, что Джозеф не дает ей спать или изменяет с молодыми вертихвостками. В чем именно дело, кажется, догадывается назойливый биограф писателя (Кристиан Слейтер).

Нарратив «давно пора» (или, называя вещи своими именами, «круг почета») в Голливуде слишком уж популярен: в разные годы под лавину наград «за выслугу лет» попадали Аль Пачино и Джефф Бриджес, Джулианна Мур и Сандра Буллок. Но иногда моменты истины и коллективного прозрения совпадают, и есть шанс, что этой зимой такой момент ждет Гленн Клоуз — бесспорно великую и давно всем все доказавшую актрису, чья седьмая номинация на «Оскар» вполне может оказаться победной.

Интересно, что с титульной ролью в «Жене» Клоуз по-своему вписывается не только в повестку дня (дебютировавший накануне Харвигейта фильм шведа Бьерна Рунге — превосходная иллюстрация эпохи #TimesUp), но и в упомянутый выше нарратив внутри нарратива. Его центральный конфликт — между разволновавшимся в ожидании окончательного признания сочинителем и его уставшей от чужого вранья и собственной кротости музой, чье желание повернуть метафорический ключ от шкафа и вытряхнуть спрятанные там скелеты — не в словах, но в глазах актрисы.

Эта осень особенно богата на фильмы о тех или иных видах литературного плагиата (есть еще «Колетт», «Воспитательница» и «Сможете ли вы меня простить?»), и в каждом из них ключевая роль — жертвы ли, виновника ли — выпадает многострадальной женщине. Но только Клоуз не просто поднимается, но возвышается над амплуа и сюжетом, переводя разговор от частного (кто, что, когда и у кого украл) к общему: в первую очередь «Жена» — кино о том, как ее героиня находит — ну или возвращает себе — голос.

К фильму несложно придраться: играющие главных героев во флэшбеках Энни Старк (дочь Гленн) и Гари Ллойд (Визерис Таргариен из «Игры престолов») заметно уступают в классе Клоуз и Прайсу, а концовка жертвует бергмановским каноном (без влияния «Сцен из супружеской жизни» тут явно не обошлось) в пользу «сенсационных» открытий. Но главное откровение тут, понятно, Клоуз, стараниями которой «Жена» не становится ни излишне академичной, ни, боже упаси, шаблонной.

7/10

Смотрите дома

«Баллада Бастера Скраггса»

(The Ballad of Buster Scruggs)

Вызывающе неровная вестерн-антология братьев Коэн: среди шести рассказанных ими историй есть и пустяковые, и без малого выдающиеся. Из пары дюжин занятых в фильме интересных актеров больше других отличились Тим Блейк Нельсон в титульной роли поющего ковбоя и Зои Казан в роли пугливой девушки на выданье. (Также важно: Дадли Дурсль!) Уже на Netflix.

Смотрите, если еще не

«Таинственный Альберт Ноббс»

(Albert Nobbs)

Шестую номинацию на «Оскар» Клоуз принесла роль, которую она играла дважды: в начале 1980-х в театре, а в 2011 году — в фильме, снятом создателем сериала «Пациенты» Родриго Гарсией. И кино, и пьеса — адаптации повести о женщине, находящей экстремальный способ выжить в принадлежащем мужчинам (на дворе — XIX век) мире.

Смотрите скоро

«Лего Фильм 2»

(The Lego Movie 2: The Second Part)

Продолжение анимационного хита пятилетней давности, которого хватило не только на внушительные сборы и оскаровскую номинацию, но и на пару спин-оффов. В сиквеле к Крису Пратту, Элизабет Бэнкс, Ченнингу Тейтуму и Джоне Хиллу присоединятся Марго Робби (в роли Харли Квинн!) и Тиффани Хэддиш.