Фильм недели: «Мстители: Финал»

Триумфальное завершение эпической саги длиной в 11 лет и 22 фильма: рецензия ELLE

Выбор ELLE — заработавшая 1,2 миллиарда долларов за пять дней в мировом прокате 22-я и в каком-то смысле последняя глава кинематографической вселенной Marvel, а также самый интригующий трейлер («21 мост» с Чедвиком Боузманом) и тематическая рекомендация недели.

Смотрите в кино

«Мстители: Финал»

(Avengers: Endgame)

Щелкнув пальцами, всадник беспощадного в своей бессистемности геноцида Танос (Джош Бролин) удалился огородничать на далекую планету, где его навещают выжившие Мстители — Железный человек (Роберт Дауни-младший), Капитан Америка (Крис Эванс), Тор (Крис Хемсворт), Халк (Марк Раффало), Черная вдова (Скарлетт Йоханссон) и примкнувшие во главе с Капитаном Марвел (Бри Ларсон). Их план состоит в том, чтобы отобрать у Таноса перчатку с камнями бесконечности и отменить апокалипсис, уничтоживший половину населения галактики (и марвеловских супергероев).

Дружеский дисклеймер: поскольку речь идет о, вероятно, самом ожидаемом фильме в истории кино, примерно любая информация на его счет может быть расценена как спойлер. Как сказал по немного другому поводу агент Колсон из «Железного человека», это не мое первое родео, но единственный верный способ не узнать о промежуточном «Финале» кинематографической вселенной Marvel (MCU) ничего намекающего на то, кто в нем воскрес, а кто не выжил, — это пролистывать любую рецензию до строчки с оценкой (а также выйти из всех социальных сетей и не снимать беруши до похода в кино).

Поскольку российские прокатчики назначили премьеру «Финала» на один день с выходом самого амбициозного эпизода «Игры престолов», прошлогоднюю «Войну бесконечности» будет вдвойне уместно сравнить с печально известной Красной свадьбой — нигде больше любимых героев не истребляли столь массово и перед самыми титрами. Что ж, завязка 22-го фильма MCU в таком случае — комиксовое прочтение «Оставленных», и если концовка «Войны бесконечности» была пессимистичной, то начало «Финала» идет еще — хотя, казалось бы, куда уж — дальше.

Так или иначе, оставленные в живых Мстители ведут себя по-разному: Стив Роджерс модерирует группу поддержки для потерявших родных и близких (само собой), Брюс Баннер наконец-то находит общий язык с Халком (естественно), Наташа Романофф вкалывает как проклятая (кто бы сомневался), а асгарсдкий бог Тор превращается в стопроцентно земного наследника идеалов Джеффри «Чувака» Лебовски. (Последствия «Войны бесконечности» делают любую шутку чуть более рискованной, чем мы привыкли, но Marvel не выбросил патент на иронию, и Хемсворт компетентно отдувается за всех Стражей Галактики вместе взятых.)

Тем временем Дауни впервые напоминает себя до MCU, Раффало — собственного героя из «Деток в порядке», Йоханссон — что она порядочно недооцененная драматическая актриса, и даже с мемами об отказывающемся стареть Поле Радде авторы «Финала» явно знакомы. Демонстрируемый фильмом уровень самосознания впечатляет и по марвеловским, и по любым другим меркам — даже упоминание «Машины времени в джакузи» кажется игрой мускулами: что бы ни думал самый подготовленный зритель, «Финал» твердо намерен не оставить ни одного героя без достойной его арки и ни одну сюжетную линию — без развязки.

Иногда это выходит так себе: судьба одного из участников оригинальной шестерки, мягко говоря, вызывает вопросы, а одно в целом ожидаемое возвращение выходит во много раз проще, чем допускает логика. Но не будем забывать, какой махиной — три часа, 22 связанных воедино фильма — орудуют его создатели, не впадающие при этом ни в один из непростительных грехов: несмотря на исполинский хронометраж, «Финал» совсем не топчется на месте, а в уйме камео великих и/или оскароносных артистов калибра Тильды Суинтон, Рене Руссо, Майкла Дугласа и Роберта Редфорда почти нет механических и/или необязательных.

Начинаясь как экзистенциальная драма, фильм с легкостью превращается в затейливый аттракцион с прыжками во времени, после чего переходит на территорию неминуемого: военного эпоса, где что ни сцена, то кандидат на место в вечности: если в течение последнего получаса в вашем зале не зааплодируют как минимум трижды, то вы смотрите какое-то другое кино. Да, в конечном счете это снова фансервис — но беспрецедентный, наивысшей пробы, на века: даже нолановская трилогия о Бэтмене, взяв принципиально новые для жанра высоты, не была настолько грандиозной и смелой. А теперь — дискотека.

10/10

Смотрите, если еще не

«Железный человек»

(Iron Man)

Исполнявшаяся Дауни-младшим на протяжении 11 лет роль, возможно, войдет в историю как одна из величайших актерских работ, никогда не номинированных на «Оскар», и хотя в первом «Железном человеке» он не забирается на уровень третьего или «Финала», именно с него все началось — под гром гитар AC/DC и звон льда в стакане «гения, миллиардера, плейбоя и филантропа» Тони Старка.

Смотрите скоро

«21 мост»

(21 Bridges)

Пока судьба Черной пантеры висит в воздухе, сыгравший самого титулованного (три «Оскара») супергероя MCU Чедвик Боузман подстраховался, взявшись за роль нью-йоркского копа в триллере Брайана Кирка (режиссера нескольких эпизодов «Лютера» и, куда без нее, «Игры престолов»). В других ролях — Дж.К. Симмонс, Сиенна Миллер и Тейлор Китч, в прокате с 11 июля.