Superwomen: женщины, которые спасли мир

Знаменитые киногероини-воительницы в подборке ELLE

В прокат вышло новое взрывное киноприключение «Мортал Комбат» по мотивам игровой франшизы-блокбастера. Фантастическая лента Саймона Маккуойда вместе с мотивирующей к победам историей демонстрирует мощь и изящество боевых искусств, в том числе в исполнении женщин. Самые яркие персонажи фильма — Соня Блейд и Милина — спасают мир от вторжения зла на самом знаменитом ринге мира. Мы подготовили подборку киноперсонажей, которые могли бы посоревноваться с этими девушками. 

Фото №1 - Superwomen: женщины, которые спасли мир
«Мортал Комбат»

25 мая 1979 года офицер Эллен Рипли впервые нажала на кнопку сброса мусора и вышвырнула в открытый космос кровожадного ксеноморфа. После «Чужого» Ридли Скотта будет снято немало фильмов, где главная героиня окажется способной постоять за себя не только умением забалтывать врага или вовремя позвать на помощь. Но спортивная Сигурни Уивер в комбинезоне цвета хаки или белом армейском белье навсегда станет образцом для подражания и уважительного цитирования для огромного числа кинематографистов и кинофилов. 

Фото №2 - Superwomen: женщины, которые спасли мир
«Чужой»

Конечно, американское телевидение к этому времени уже довольно успешно транслировало сериал «Ангелы Чарли», где троица выпускниц полицейской академии, сохраняя идеальные формы и привлекательный, даже сексуальный стиль в одежде, разбиралась со сложными делами и плохими парнями. Среди киноведов даже есть вполне оправданная теория, что эти девушки сопровождали вторую волну феминизма в Америке. Но всё же большинство зрителей полюбило боевую троицу чуть позже, когда в 2000 году ангелов сыграли Дрю Бэрримор, Люси Лью и Кэмерон Диас. И дело не столько в актрисах, они релевантны своему времени, сколько в стилистике (и в возможности показать полнометражный фильм во всём мире, в отличие от сериала). Режиссёром полнометражного ремейка выступил клипмейкер МакДжи. А это означало, что будет классная динамичная картина с ускорением или замедлением изображения, полиэкраном, забористым саундтреком и классным юмором. И хотя привлечение мужской аудитории по-прежнему было важной составляющей большинства костюмов и постановки камеры, эти Ангелы показали, что спасти мир от кибератаки можно не только с помощью сексуального наряда. 

Фото №3 - Superwomen: женщины, которые спасли мир
«Ангелы Чарли»

Чтобы далеко не убегать от 2000-х, буквально через год на экраны вышла «Лара Крофт» с Анджелиной Джоли в главной роли. Съёмки проектов проходили почти параллельно, поэтому Джоли, которая тогда ещё была не против звания секс-символа, отказалась от роли в «Ангелах», сославшись на то, что «сильная женщина» в её послужном списке уже есть. Расхитительница гробниц действительно похитила и мужские, и женские сердца. Она владела несколькими боевыми техниками, стреляла из разных видов оружия, знала несколько языков, в том числе и древних, и носила исключительно чёрное. Шаблонно слепленный сценарий и не самая выдающаяся актёрская игра Джоли не помешали фильму собрать два бюджета и получить сиквел. Всем хотелось вместо уже начавшего стареть Харрисона Форда вернуть на экраны выпуклую в нужных местах женскую копию Индианы Джонса (Алисия Викандер в ремейке 2018 года, хоть и восхищала своей физической формой, такой славы снискать не смогла).

Фото №4 - Superwomen: женщины, которые спасли мир
«Лара Крофт»

И вот тут мы подходим к главному, к теме дублирования. Большинство этих фильмов с сильными женскими персонажами выходили со слоганами «Женский ответ тому-то». Вспомните даже недавние «женские» ремейки, «Охотницы за привидениями» (2016) и «8 подруг Оушена» (2018). Что говорить про времена зарождения культуры? Так, в 1985 году в американском прокате с треском провалилось фэнтези «Рыжая Соня», задуманное как противовес «Конану-варвару». Только вот продюсеры перестраховались и всё же позвали уже тогда известного Арнольда Шварценеггера на одну из ролей якобы другого героя. Чем фильм не спасли, а, может, даже сгубили, не дав героине Бригитты Нильсен раскрыться в полную силу. Впрочем, позже, записанный на VHS, этот фильм обрел своего зрителя и свою порцию любви. В том числе от девочек, которые тоже были бы не прочь получить уроки владения мечом от Арни. Даже со всеми своими номинациями на «Золотую малину», а, может, отчасти и благодаря им «Рыжая Соня» стала и легендой, и вехой в мировом кинематографе. 

Хотя, может, дело и правда не в Шварценеггере? Ведь другую культовую «силовую» героиню он в буквальном смысле воспитал. Сара Коннор в первом «Терминаторе» была типичной жертвой. Но когда в 1991 году Линда Хэмилтон вернулась на экраны после нескольких лет в клинике, её было не узнать. Черная майка, автомат в руках, темные очки, скрывающие глаза безжалостной убийцы (во имя спасения сына и человечества, если что). Картина стала культовой, а любые попытки скопировать Сару Коннор, даже самой Линдой Хэмилтон, воспринимались публикой в штыки. Так «Тёмные судьбы», где в принципе ведущие роли были отданы женщинам, еле набрали 6 баллов из 10. А «Терминатор: Генезис», где молодую и альтернативную Сару Коннор сыграла Эмилия Кларк, даже не смог перемахнуть через отметку 5 в мировом рейтинге. 

Хотя в копилке Эмилии Кларк есть, пожалуй, один из главных образцов во всех смыслах сильной женщины современности. Дейнерис Таргариен не владела оружием и боевыми искусствами. Зато она была зла на весь мир, и у неё были три дракона и армии Безупречных и дотракийцев. Образ Бурерождённой надолго обеспечил Кларк и безбедной жизнью, и предложениями сыграть хрупкую с виду, но крепкую внутри героиню. Но она к данной подборке не очень-то подходит, поэтому хватит о ней. 

Фото №5 - Superwomen: женщины, которые спасли мир
«Терминатор 2: судный день»

Вернёмся в 1990 год. Когда пришествие Сары Коннор только готовится, на мировой киноарене появляется действительный ценитель сильных женщин, Люк Бессон. Его драматично изломанный спецагент Никита запускает целое направление в кинематографе, которое живо до сих пор («Взрывная блондинка» с Шарлиз Терон собрала шквал положительных отзывов, например). Тонкие в запястьях, но с мощными кулаками девицы становятся визитной карточкой Бессона. Это он откроет в 1995 году Миллу Йовович как женщину, которая способна справиться и с инопланетным вторжением, и с армией зомби впоследствии, а между делом продемонстрирует безупречный пресс повстанки Вайолет в антиутопии 2006 года. Через год после Шарлиз Терон, которая в образе Эон Флакс тренировалась для своих лучших силовых ролей — в той же «Взрывной блондинке» и, конечно, бесстрашной Фуриосы. Своей внутренней и внешней силой она буквально крадёт фильм у персонажа, чьим именем назван фильм «Безумный Макс: Дорога ярости». 

Фото №6 - Superwomen: женщины, которые спасли мир
«Никита»

Незримо всех этих героинь объединяет одно обстоятельство — они все персонажи в разной мере фантастические. (Именно поэтому в этом списке нет ни одного персонажа кинокомиксов). Даже Никита, воспитанная в школе спецагентов, и блондинка Лоррейн всё равно демонстрировали невероятные способности к физическому восстановлению и бегу на шпильках. Кинематографисты дважды за последние 30 лет ломали «сказочную» схему. И если недавние «Вдовы» Стива МакКуина зрителям не слишком понравились, хоть и показали, что боевиком поневоле может стать даже женщина за 50, то вот «Солдат Джейн» от создателя Рипли, Ридли Скотта, смогла, хоть и запоздало, заполучить статус культовой и, что важно, реалистичной истории. Это наглядное доказательство, что девочки тоже могут служить в армии, это испытание, которое Деми Мур прошла лично. И не важно, что в 1997 году мир был не готов к такому заявлению. Важно, что этот фильм был снят.

Фото №7 - Superwomen: женщины, которые спасли мир
«Безумный Макс: Дорога ярости»

На этом поприще воспитания уверенности в своих физических силах у женщин, кстати, немало старается анимация. И если «Навсикаю из Долины Ветров» или «Принцессу Мононоке» своим дочерям покажет не всякая мать, потому что смелые эко-феминистские высказывания Хаяо Миядзаки требуют моральной и эстетической подготовки, то вот «Мулан» и «Храбрую сердцем», наоборот, редкая мать пропустит. Китайская дворянка и шотландская принцесса не просто демонстрируют силу мыщц и ловкость владения оружием. Они — образец стойкости духа, в том числе в борьбе с популярными в обществе стереотипами о том, какой должна быть девочка. 

Фото №8 - Superwomen: женщины, которые спасли мир
«Принцесса Мононоке»

Но, пожалуй, самой близкой по духу к виновницам этой подборки является ещё ни разу не названная Черная Мамба, она же Беатрикс Киддо, она же Невеста из убийственного во всех смыслах боевика «Убить Билла» от мастера картинного ультранасилия Квентина Тарантино. Персонаж в легендарном жёлтом комбинезоне системно убивает всех врагов на пути к главному злодею, словно проходит уровень за уровнем жестокую компьютерную игру. Её способности, кажется, безграничны, хоть она и человек. А её ярость и боль от личной потери добавляют силы её удару. Ни для кого не спойлер, что от героини Умы Турман в итоге не уйдёт живым никто, кого она задумала уничтожить. Но показать, как она вершит свою месть, — вот это уже боевое киноискусство. Которое уже сегодня демонстрируют в кинотеатрах создатели свежего боевого фэнтези «Мортал Комбат».

Фото №9 - Superwomen: женщины, которые спасли мир
«Убить Билла»