Фильм недели: «мама!»

Дженнифер Лоренс расплачивается за наши грехи, Анджелина Джоли преподает урок истории и другие сюжеты уикенда

Выбор ELLE - сюрреалистический хоррор с Дженнифер Лоренс в роли матери всего сущего, а также еще одна премьера, самый многообещающий трейлер и неслучайная рекомендация недели.

Смотри в кино

«мама!»

Он (Хавьер Бардем), переживающий затяжной творческий кризис поэт, живет с молодой женой (Дженнифер Лоуренс) в ремонтируемом ею доме у черта на рогах - где за каждой второй стеной бешено колотится чье-то сердце и куда без приглашения заявляется болезненно кашляющий доктор (Эд Харрис). Вслед за ним еще внезапнее возникают его бесцеремонная супруга (Мишель Пфайффер), их ругающиеся о завещании дети и, наконец, целая свора незваных гостей, поочередно испытывающих сначала терпение, а затем и психическое здоровье хозяйки.

Седьмой фильм Даррена Аронофски, бесстрашного и бессовестного автора "Реквиема по мечте" и "Черного лебедя", начинается с крупного плана Хавьера Бардема и продолжается мастерским проходом камеры, следующей за Дженнифер Лоуренс в ночнушке по огромному - гораздо больше, чем нужен любой семейной паре, - дому. Как охотно сообщил миру сам Аронофски, всевозможные (но в основном, конечно, тоже крупные) планы самой популярной актрисы на свете (и его теперешней подруги) занимают 66 минут экранного времени, и за одно это ему по идее стоит сказать спасибо.

Всерьез претендуя на пятую (за семь лет!) оскаровскую номинацию, Лоуренс в "маме!" играет вполне - и ожидаемо - выдающуюся роль, но это, вероятно, единственное из достоинств картины, не напрашивающееся на полярные мнения. Если это триллер, то с жирной - и не особенно комплиментарной - приставкой "сюр". Если хоррор, то не столько страшный, сколько чудовищный. А если что-то еще, то черная-пречерная (пречерная-пречерная) комедия (с решительно напоминающей о себе Мишель Пфайффер в качестве королевы эпизодов).

В много кому обязанной "маме!" в целом хватает как жанровых, так и авторских находок и художественных образов - от живописно взрывающейся лампочки с кровью до выразительного (и обходящегося без музыки) монтажа звука. При этом первые две трети фильма довольно конвенционны и для хоррора, и для триллера, зато кульминирует он горячечным, вдохновленным в равной степени полотнами Босха и новостными сводками крещендо, которое не хочет и не может остановиться (и которое хочется, но вряд ли получится забыть).

Один из самых одаренных, изощренных и в то же время неприятных режиссеров современности, Аронофски в этом смысле - прямой наследник Полански и достойный современник фон Триера. Его "мама!" рекламировалась как второй "Черный лебедь", но оказалась скорее сиквелом "Ноя" с режиссером в роли автора совсем нового завета. И в конечном счете именно проповеднические амбиции - а не мерзкие идиосинкразии или готовность поглумиться над собственной девушкой - его радикально подводят.

Самая популярная, более или менее одобренная режиссером трактовка происходящего в "маме!" сводится к тому, что героиня Лоуренс - это Богиня-мать, а все остальные во главе с Бардемом - все мы. Но кажется, что, выйдя на финишную прямую, Аронофски хочет высказаться по всем вопросам сразу - от человеческого насилия над планетой до тревог социофоба и от печальной природы многих отношений до происхождения видов. А тут уж не хватит ни "Отвращения" с "Антихристом", ни Лоуренс с Бардемом. 6/10

Смотри также

«Сначала они убили моего отца»

Дебютировавший на Netflix четвертый (и, пожалуй, самый уверенный) режиссерский опыт Анджелины Джоли - экранизация мемуаров выжившей в лагерях "красных кхмеров" камбоджийской правозащитницы Лун Ун. Среди продюсеров картины числится 16-летний Мэддокс Джоли-Питт.

Смотри, если еще не

«Мой парень – псих»

Отчаянно рекомендуемый если не вместо, то по горячим следам "мамы!" фильм Дэвида О. Расселла - выдающийся ромком о том, как встретились два одиночества (Лоуренс и Брэдли Купер), который принес Дженнифер заслуженную премию "Оскар" и законные лавры лучшей голливудской актрисы текущей декады.

Смотри скоро

«Красный воробей»

И снова Лоуренс - в первом трейлере нового шпионского триллера своего однофамильца Френсиса ("Голодные игры"), в роли офицера российской разведки Доминики Егоровой, в компании Джоэла Эджертона, Джереми Айронса, Мэри-Луиз Паркер и Шарлотты Рэмплинг.