Фильм недели: «Леди Берд»

Грета Гервиг начинает и выигрывает, Алисия Викандер - новая Лара Крофт и другие сюжеты уикенда

Выбор ELLE — превосходный режиссерский дебют Греты Гервиг, а также еще одна премьера, самый многообещающий трейлер и тематическая рекомендация недели.

Смотри в кино

«Леди Берд»

Начало нулевых. Кристин «Леди Берд» МакФерсон (фантастическая Сирша Ронан) ходит в католическую школу в родном Сакраменто и мечтает поступить в колледж в «городе, где есть культура». Каких-то явных талантов за ней при этом не замечено, не говоря уже о том, что для поступления в хороший колледж нужны деньги, которых у ее семьи нет — о чем Леди Берд чаще, чем необходимо, напоминает ее любящая, но зачастую невыносимая мать (Лори Меткаф). Тем временем наша героиня записывается в драматический кружок, переживает что-то вроде первой любви, меняет круг общения — в общем, делает примерно все, что делают примерно все, кому 17. 

Кинематографический жанр coming-of-age — кино о взрослении — был востребован и щедр на откровения более или менее всегда, и приблизительно так же часто речь в нем шла о взрослении мальчиков и юношей. Это понятно — и является идеальной иллюстрацией вопиющего неравенства, диалог на тему которого наконец-то поглотил Голливуд: все дело в том, что подавляющее большинство историй взросления хотя бы отчасти автобиографичны — ну и надо ли напоминать, каков процент женщин в режиссерской профессии.

К счастью для женщин, мужчин, Голливуда и планеты Земля, эта картина медленно, но меняется, и режиссерский дебют Греты Гервиг громко говорит и красиво показывает, почему ей стоит меняться поскорее. Конечно, достоинства «Леди Берд» (как и, например, «Лунного света») не сводятся к инклюзивности и новым ролевым моделям, но пресловутый тест Бекдел фильм проходит так же легко и остроумно, как, думается, сдавал бы школьный экзамен по физкультуре теперешний Дуэйн Джонсон.

Если вкратце, «Леди Берд» является абсолютным, безоговорочным, неотразимым триумфом трех женщин. Сыгравшая своенравного калифорнийского подростка 23-летняя ирландка Ронан становится лучше с каждым фильмом — гибкость и смекалка, которые она демонстрирует в титульной роли, тянут на актерский мастер-класс и вполне заслуживали «Оскара». Не хуже и Меткаф, уступившая в оскаровской схватке несносных мамаш только из-за того, что у ее героини нет ручного попугая и привычки ругаться матом.

По-своему преуспели и исполнители второплановых ролей — от Трейси Леттса в роли понимающего, но помятого жизнью отца до Лоис Смит в роли пожилой монашки с чувством юмора и от Бини Фельдштейн в обычно неблагодарном амплуа лучшей подруги до Тимоти Шаламе в очень подходящем его внешности образе школьного позера. Все они хотя бы самую малость, но возвышаются над стереотипами жанра (будь то комедия о старшей школе или драма об отношениях родителей и детей), и угадайте, чья это заслуга.

Да, главная звезда фильма — это, несмотря на героизм Ронан, его автор. Сыграв за эту декаду у многих интересных режиссеров, от Ноа Баумбака и Майка Миллза до Ребекки Миллер и Мии Хансен-Лев, Гервиг чему-то научилась у каждого и сработала со свойственным, мягко говоря, не всякому новичку сочетанием эрудиции, интуиции и уверенности в своих силах. Это нежное и чуткое, не впадающее в излишнюю сентиментальность и не смеющееся над собственными шутками кино, которое в современном Голливуде умеют делать только Ричард Линклейтер — и Грета Гервиг. 9/10

Смотри также

«Tomb Raider: Лара Крофт»

«Лара Крофт: Перезагрузка» со скандинавским акцентом: норвежец Роар Утхауг («Волна») дебютирует в Голливуде, а шведка Алисия Викандер пытается сделать своей роль, когда-то превратившую в секс-символа Анджелину Джоли. Как и оригинальной «Ларе Крофт», со звездой фильму повезло больше, чем со сценарием.

Смотри, если еще не

«Почти семнадцать»

Не такой могучий, как «Леди Берд», но тоже крепкий режиссерский дебют Келли Фремон Крейг — еще одна трагикомедия о взрослении. В главной роли — номинированная за нее на «Золотой глобус» Хейли Стайнфелд, во второстепенных особо отличились Хейли Лу Ричардсон («Сплит») и Вуди Харрельсон.

Смотри скоро

«Сама жизнь»

Тизер новой слезовыжималки от шоураннера телесериала «Это мы» (и режиссера недооцененного ромкома «Эта дурацкая любовь») Дэна Фогельмана, вновь собравшего актерский ансамбль экстра-класса: от Оскара Айзека и Оливии Кук до Аннетт Бенинг и Сэмюэла Л. Джексона.