Фильм недели: «Хэппи-энд»

Михаэль Ханеке шутит и другие сюжеты уикенда

Выбор ELLE — анатомия дисфункциональной семьи глазами Михаэля Ханеке, а также еще одна премьера, самый многообещающий трейлер и тематическая рекомендация недели.

Смотри в кино

«Хэппи-энд»

Недовольная матерью Ева Лоран (Фантина Ардуин) решает эту проблему, отравив ее таблетками и отправившись жить с отцом (Матье Кассовиц), его новой женой и их новорожденным сыном. Особняк Лоранов находится в Кале, в считанных километрах от лагеря беженцев в разгар миграционного кризиса, но это мало кого волнует: патриарх (Жан-Луи Трентиньян) планирует суицид, его дочь (Изабель Юппер) мечется между непутевым сыном и семейным бизнесом, да и с ее братом — папой Евы — все не так просто.

Хорошие новости: с ходу заявив о намерениях, ничего ужаснее пролога Михаэль Ханеке не показывает. Да, Еву пару раз оставят одну с младенцем, а в больницу по очереди загремят многие из членов ее новой семьи, но по меркам непримиримого австрийского мизантропа «Хэппи-энд» — это практически комедия. Ее, конечно, разберут на эпизоды, обличающие подлое лицемерие буржуазии, и назовут сиквелом «Любви» того же автора, но и как самостоятельное выступление в жанре «кино о дисфункциональной семье» «Хэппи-энд» вполне убедителен.

Разумеется, уличать Ханеке в человеконенавистничестве — это все равно что бранить цветы за запах. То, что в людях австриец видит только худшее, является не только его патентованной чертой, но и его главным достоинством. И под худшим необязательно понимать зло в чистом виде — это может быть и эгоизм, и ненасытность, а, скажем, у единственного героя «Хэппи-энда», иногда козыряющего чем-то вроде совести (и феерическими танцами под «Chandelier» Сии), минимум мозгов и лютая алкогольная зависимость.

Узаконив свой статус классика вторым золотом Канн и первым «Оскаром», Ханеке, бесспорно, повторяется, но мало в чем уступает себе образца «Белой ленты» или «Любви» — особенно учитывая, что тамошние лучшие кадры вроде оператора Кристиана Бергера или актеров калибра Трентиньяна и Юппер перекочевали и сюда. Играя то со светом, то с ритмом, то с повесткой дня, а то и в совершеннейшие (опять-таки по его меркам) бирюльки вроде чатов и смартфонов, Ханеке тут не очень изобретателен, но как никогда бодр.

При этом показывает он не в пример больше, чем говорит: практически о каждом из героев все понятно из мимики и взглядов, а не из слов или дел (исключение — великая Юппер, окончательно прочитать которую удается только в предпоследней сцене). Некоторые интересные моменты сняты вообще без звука, а какие-то еще и на предельно общем плане, что по-своему симптоматично: о чем бы Лораны ни разговаривали и чем бы они ни занимались, поступок 12-летней девочки в прологе — одна из редких вещей, которую они довели до конца. 7/10 

Смотри также

«Бегущий в лабиринте: Лекарство от смерти»

Завершение трилогии: выжившие в предыдущих серия «глейдеры» во главе с Томасом (Дилан О'Брайен) отправляются на решающую миссию в легендарный Последний город. Избежав соблазна разделиться на две части, «Лекарство от смерти» берет реванш немилосердным (без малого 2,5 часа) хронометражем.

Смотри, если еще не

«Любовь»

Пожалуй, лучший фильм Ханеке — сокрушительная драма о пожилых супругах (Трентиньян в роли еще одного — или того же самого? — Жоржа Лорана и наигравшая на оскаровскую номинацию Эмманюэль Рива) и выборе, который предстоит сделать одному из них, когда другого одолеет болезнь.

Смотри скоро

«Тихоокеанский рубеж 2»

Новый трейлер 150-миллионного сиквела «Тихоокеанского рубежа», где без пяти минут оскароносного режиссера Гильермо дель Торо и отменившего апокалипсис Идриса Эльбу заменяют создатель телесериала «Спартак» Стивен С. ДеНайт и открытие «Звездных войн» Джон Бойега.