Выбор ELLE — номинированный на десять «Оскаров» исторический фарс, а также еще одна премьера, наиболее многообещающий трейлер и тематическая рекомендация недели.
Смотрите дома
«Фаворитка»
(The Favourite)
Пока Великобритания воюет с Францией, британская королева Анна (Оливия Колман) закатывает истерики, нянчится с кроликами и объедается пирожными, вопросы государственной важности оставляя на совести своей советницы — и любовницы — Сары Черчилль (Рейчел Вайс). В сомнительный для нации, но стабильный для Сары расклад вмешивается ее обнищавшая кузина Эбигейл (Эмма Стоун), использующая родственные связи, чтобы устроиться на должность служанки, но стремительно приобретающая вкус к дворцовым интригам.
Сделавший себе имя необычными, странными и — за неимением лучшего перевода определения «disturbing» — неприятными фильмами вроде «Клыка», «Лобстера» и «Убийства священного оленя», грек Йоргос Лантимос — из тех режиссеров, у которых ярых недоброжелателей ничуть не меньше, чем горячих поклонников. Ну и похоже, что первых только что стало немного меньше: каким бы вызовом ни казалась его «Фаворитка» по меркам степенного и скучного жанра исторической драмы, в контексте фильмографии Лантимоса это довольно конвенционное и, страшно сказать, симпатичное кино.
Само собой, греку совсем не вредит то, что перед подобными ему европейскими авторами с оригинальным видением преклоняются амбициозные актеры: из трех номинированных на «Оскар» звезд «Фаворитки» две, Колман и Вайс, играли в «Лобстере», а третья, Стоун, «умоляла» Лантимоса доверить ей эту роль. Надо ли уточнять, как ему повезло со всеми тремя актрисами, для каждой из которых «Фаворитка» — не столько очередная работа, сколько редкий шоукейс драматического диапазона.
Это первый фильм Лантимоса, сценарий которого написал не он сам, но здешние диалоги как будто адаптированы к его авторскому почерку: основная прелесть любой мизансцены — в том, насколько непредсказуемо следующее движение актера или камеры. Помимо прочего, это еще и технически безупречное кино — с одной из самых изобретательных операторских работ минувшего года (одних панорамных кадров тут больше, чем на жестком диске начинающего фотографа), иезуитски обстоятельными декорациями и феерическим дизайном костюмов.
Но главное в «Фаворитке» — это все же актерская игра: физическая, комическая, драматическая и врезающаяся в память не одной-двумя, а мириадами сцен и эпизодов. От Вайс, сравнивающей королеву Англии с барсуком, до Стоун, наступающей на ее кролика (упоминается и лобстер — фиксация на животном мире у режиссера, похоже, серьезнее, чем мы думали), и от самого удивительного танца в истории костюмных драм до отдельной роли, которую в «Фаворитке» играют ноздри Эммы. Что до Лантимоса, то он верен себе и заветам Оскара Уайлда: все в мире о сексе, кроме собственно секса, который — про власть.
7/10
Смотрите также
«Ангел»
(El ángel)
Спродюсированная Педро Альмодоваром и выдвинутая — правда, безуспешно — на соискание «Оскара» от Аргентины криминальная драма вдохновлена биографией серийного убийцы, с 1980 года отбывающего пожизненное заключение за зверские преступления, совершенные им в подростковом возрасте.
Смотрите, если еще не
«Мария-Антуанетта»
(Marie Antoinette)
Еще один яркий пример исторического, но в высшей степени авторского (и очень вольного в обращении с историей) кино — награжденный «Оскаром» за дизайн костюмов и запомнившийся оригинальным (New Order, The Cure, Aphex Twin, The Strokes) песенным саундтреком байопик казненной королевы Франции.
Смотрите скоро
«Красивый, плохой, злой»
(Extremely Wicked, Shockingly Evil, and Vile)
Первый взгляд на гвоздь программы идущего прямо сейчас «Сандэнса» — снятый документалистом Джо Берлингером («Потерянный рай 3», «Metallica: Some Kind of Monster») байопик серийного убийцы Теда Банди (Зак Эфрон). В других ролях — Лили Коллинз, Джон Малкович и солист Metallica Джеймс Хэтфилд.