Фильм недели: «Джейсон Борн»

Мэтт Деймон держит слово и другие сюжеты уик-энда

Выбор ELLE — не лишенная достоинств, но, увы, худшая из серий борнианы, а также еще одна премьера, самый многообещающий трейлер и актуальная рекомендация недели.

Смотри в кино

«Джейсон Борн», (Jason Bourne)

Вспомнив все в «Ультиматуме Борна», титульный экс-наемник (Мэтт Деймон) зарабатывает на жизнь участием в боях без правил на греко-албанской границе — пока среди зрительниц одного из них не оказывается еще одна разочаровавшаяся в методах американских спецслужб героиня предыдущих серий (Джулия Стайлз), настаивающая на том, что вспомнил Борн далеко не все. Не проходит и дня, как на хвост восставшему из мертвых Джейсону садятся очередной нечистый на руку босс ЦРУ (Томми Ли Джонс) и его амбициозная подчиненная (Алисия Викандер).

Публично и категорично пообещав не возвращаться к роли Борна, если его режиссером не будет Пол Гринграсс, принципиальный Мэтт Деймон возложил на обоих увесистый груз ответственности. В том, что франшиза способна поддерживать собственные технические стандарты, вполне убедил и ее недооцененный спин-офф с Джереми Реннером, а вот в состоянии ли Борн остаться уместным, всплыв на поверхность через девять лет после «Ультиматума Борна» — идеального финала самодостаточной и сильно повлиявшей на всех, от Джеймса Бонда до Итана Ханта, трилогии, — это большой вопрос.

К чести «Джейсона Борна», он хотя бы попробовал. За отчетные девять лет с миром случились как минимум две важные вещи, «арабская весна» и разоблачения Сноудена, и новый фильм пытается подстроиться под обе. В первой из головокружительных экшн-сцен декорациями служат массовые беспорядки в центре Афин, а Сноуден не только упоминается по имени, но и вдохновляет главную сюжетную линию, от экшн-сцен худо-бедно отвлекающую (с Ризом Ахмедом из блестящего мини-сериала «Однажды ночью» в роли заключающего сделку с дьяволом мини-Цукерберга).

Всем этим сноскам объективно недостает глубины, но оно и понятно: соавтором сценария «Джейсона Борна» является третий MVP франшизы, награжденный за «Ультиматум» «Оскаром» монтажер Кристофер Раус. И хотя у меня нет принципиальных возражений против подобного совмещения постов, конкретный пример доказывает, что ножницы — не ручка: чувства ритма у фильма на порядок больше, чем мозгов. Особенно не повезло злодею в исполнении Венсана Касселя — у него тут пять или шесть слов на полчаса экранного времени, каждая минута которых напоминает бодрый, но тупой евротриллер в духе «Заложницы».

Кульминация этой метаморфозы — последняя и самая необязательная из экшн-сцен, сделанная, кажется, с единственной целью заработать еще три номинации на «Оскар» (в облюбованных франшизой категориях «Монтаж», «Звук» и «Монтаж звука»), и страшно оригинальный вывод об отрастившей очередную голову государственной гидре (на котором сдается, испуская фальшивую ноту, даже несгибаемая Викандер). Увы и эх, сценарий оказывается слабейшим звеном этого отчаянно похожего на спортивный тренажер фильма: электронное табло считает минуты и километры, но что это, если не бег на месте? 6/10

Смотри также

«Девятая жизнь Луи Дракса», (The 9th Life of Louis Drax)

Новый мистический триллер специализирующегося на ремейках француза Александра Ажа («У холмов есть глаза», «Зеркала», «Пираньи 3D») — сценарный дебют адаптировавшего одноименный бестселлер Макса Мингеллы («Социальная сеть») с Джейми Дорнаном, Сарой Гадон и Аароном Полом. Автор саундтрека — замечательный канадский инди-крунер Патрик Уотсон.

Смотри, если еще не

«Потерянный рейс», (United 93)

По-прежнему лучший фильм заработавшего за него режиссерскую номинацию на «Оскар» Гринграсса — первым отважившийся восстановить на экране трагические события 11 сентября (с акцентом на судьбу единственного из четырех самолетов, не достигшего итоговой цели террористов) и сделавший это настолько виртуозно и сокрушительно, что остается вне конкуренции и десять лет спустя.

Смотри скоро

«Собачья жизнь», (A Dog's Purpose)

Однажды заставив всех обрыдаться фильмом о дружбе человека и собаки («Хатико: Самый верный друг»), 70-летний режиссер «Шоколада», «Правил виноделов» и примерно всей видеографии ABBA Лассе Хальстрем делает это снова — в экранизации книги о нескольких жизнях одного пса.