Фильм недели: «Человек на Луне»

Райан Гослинг в лучшем фильме года, Клинт Иствуд в роли наркокурьера и другие сюжеты уик-энда

Выбор ELLE — триумфальный реюнион Райана Гослинга и взявшего курс на второй «Оскар» Дэмиена Шазелла, а также еще одна премьера, самый многообещающий трейлер и тематическая рекомендация недели.

Смотри в кино

«Человек на Луне»

(First Man)

Фильм недели: «Человек на Луне» (фото 2)

Нил Армстронг (Райан Гослинг) — американский астронавт, ставший символом важнейшей победы США в космической гонке, главой в энциклопедиях, первым человеком на Луне. Однако историческому полету «Аполлона-11» предшествовала многолетняя вереница напастей и бед — глубоко личных и обсуждавшихся всей страной, переживавшихся Нилом молча или в мучительных — и тоже порой немых — диалогах с женой (Клер Фой) и друзьями, которых с каждым годом становилось все меньше.

После триумфа «Ла-Ла Ленда» многие наверняка решили, что Дэмиен Шазелл — это голливудский ремейк Джона Карни («Однажды», «Хоть раз в жизни», «Синг-стрит»), режиссер явно талантливый, но не желающий — или не способный — покинуть знакомую систему координат. Молодые люди с амбициями, кусачая реальность, почему-то не готовая принять их с распростертыми объятиями, конфликт между любовью и призванием, весь этот джаз — мы поняли, Дэмиен, музыкант из тебя не получился.

Фильм недели: «Человек на Луне» (фото 5)

«Человек на Луне» в этом смысле — эпическая оплеуха, после которой хочется немедленно подняться и подставить вторую щеку (в смысле поскорее пересмотреть фильм, если первый раз был не в IMAX, или дождаться следующего — желательно не про джаз). «Ла-Ла Ленд» был великой мелодрамой, оставлявшей ощущение исключительной, всепобеждающей легкости: не надо печалиться, вся жизнь впереди, надейся и жди. «Человек на Луне» — редкий пример по-настоящему большого кино: избыточного, местами тяжеловесного, но, как ни крути, на века.

Его первая и большая часть занимает добрую сотню минут и представляет собой искусное сочетание биографической и производственной драмы, где личная трагедия — повод с головой углубиться в работу, важнее которой, кажется, нет для целой нации. «Человек на Луне» полон бытовых деталей и богатых на нюансы ролей второго плана, обстоятельно объясняющих, сколько пота и крови пролилось Армстронгом и его коллегами для того, чтобы Нил сделал «один маленький шаг для человека и один гигантский скачок для человечества».

Фильм недели: «Человек на Луне» (фото 8)

Фильм Шазелла — не о человечестве, а о человеке, и роль Армстронга — тихий, но бесспорный бенефис Гослинга, играющего ее на преимущественно крупных планах и зачастую одними глазами. Хороша и Фой в неблагодарной роли страдалицы жены, но MVP «Человека на Луне» оказывается в итоге его режиссер, долго и старательно смазывающий винтики, чтобы в последние полчаса поднять фильм на высоту, где до него бывали единицы (Кубрик до Куарон): в технически виртуозной сцене посадки на Луну можно насчитать с полдюжины будущих «Оскаров».

Это деликатная и монументальная, трудоемкая и эмоциональная работа состоявшегося мастера, освоившего книжку из серии «ЖЗЛ» (тут ему помог адаптировавший ее оскароносный сценарист Джош Сингер), коридоры НАСА и открытый космос с той же филигранной четкостью, что и историю жанра мюзикла. Если герой Дж. К. Симмонса из его «Одержимости» был в самом деле списан с дирижера школьного джаз-бенда, где играл Дэмиен, то он достоин благодарности — Голливуду Шазелл не в пример нужнее.

9/10

Смотри дома

«22 июля»

(22 July)

Фильм недели: «Человек на Луне» (фото 14)

Дебютировавшая в Венеции и Торонто и дождавшаяся мировой премьеры на Netflix дотошная, но несколько безжизненная докудрама не раз преуспевшего в этом жанре Пола Гринграсса («Потерянный рейс», «Капитан Филлипс») — хроника самого кровавого дня в послевоенной истории Норвегии и его последствий.

Смотри, если еще не

«Парни что надо»

(The Right Stuff)

Фильм недели: «Человек на Луне» (фото 18)

Вдохновившая не только Шазелла, но и «Интерстеллар» Кристофера Нолана оскароносная драма о пилотах-испытателях, ставших первыми американцами в открытом космосе, — снятая Филипом Кауфманом по роману Тома Вулфа («Костры амбиций») поэтическая ода мужественности и стойкости.

Смотри скоро

«Наркокурьер»

(The Mule)

Фильм недели: «Человек на Луне» (фото 22)

Первый взгляд на еще один пересказ реальной истории устами Клинта Иствуда. На сей раз Клинт снимает самого себя в роли ветерана Второй мировой, на девятом десятке освоившего новое ремесло — курьера для мексиканского наркокартеля. В других ролях — Брэдли Купер, Лоренс Фишберн, Майкл Пенья и Дайэнн Уист.