Если окажетесь в Париже в конце января (например, после показов парижской Недели моды), воспользуйтесь шансом поучаствовать в беспрецедентном событии: арт-эксперименте режиссера Ильи Хржановского «Дау». На первый взгляд это байопик легендарного физика Льва Ландау, а на второй, более пристальный, — один из самых интересных и новаторских проектов мирового кинематографа.

ELLE-ЯВЛЕНИЕ: байопик «Дау» режиссера Ильи Хржановского с Теодором Курентзисом в главной роли (фото 1)

Подтверждение вышесказанному — масштаб «Дау»: сегодня это тринадцать фильмов, четыре сериала и семьсот часов киноматериала, снятого в «реальном времени» на пленку 35 мм. На презентации в Париже показ будет идти круглые сутки. Познакомиться с материалом за один раз физически невозможно (хотя пробовать никто не запрещает), но в будущем все 700 часов будут доступны онлайн на интернет-платформе «Дау». Европейская пресса уже успела окрестить проект «долгожданным и переворачивающим сознание» (The Guardian), а еще «дичайшим экспериментом в истории кино» (GQ). Российская тоже старается не отставать: по слухам, на открытии «Дау» соберутся все сливки светской Москвы.

ELLE-ЯВЛЕНИЕ: байопик «Дау» режиссера Ильи Хржановского с Теодором Курентзисом в главной роли (фото 3)

Ажиотаж вокруг работы сына мультипликатора Андрея Хржановского, в 2002 году шокировавшего киноманов драмой «4» с Сергеем Шнуровым в одной из главных ролей, вполне объясним. «Дау», пожалуй, самый масштабный «долгострой» в истории кино: Хржановский заинтересовался биографией создателя атомной бомбы еще в 2005 году, прочтя книгу «Академик Ландау: Как мы жили», и пригласил Владимира Сорокина написать сценарий будущего фильма. Три года спустя, в июне 2008-го, в Харькове началось строительство декораций и сбор реквизита.

ELLE-ЯВЛЕНИЕ: байопик «Дау» режиссера Ильи Хржановского с Теодором Курентзисом в главной роли (фото 3)

По первоначальной задумке история «Дау» должна была разворачиваться вокруг возвращения Льва Ландау в СССР из-за границы в начале 30-х годов и работы ученого в Харьковском физико-техническом институте — его карьера там закончилась скандальным увольнением и знаменитой забастовкой физиков. В качестве съемочной площадки использовался Институт — специально построенная на базе заброшенного бассейна «Динамо» площадка общей площадью около 6 тысяч кв. м. Интерьеры Института создатели скрупулезно заполнили предметами сталинского времени, собранными с помощью местного населения, и поселили в него временных жителей — не путать с актерами.

ELLE-ЯВЛЕНИЕ: байопик «Дау» режиссера Ильи Хржановского с Теодором Курентзисом в главной роли (фото 7)

«Дау» — это не кино в привычном понимании, поэтому слова «кастинг», «роль», «сценарий» и «съемочный период» к нему совершенно неприменимы. Первыми на проект были утверждены три человека — дирижер Теодор Курентзис (Ландау — Дау), актриса Радмила Щеголева (его жена Конкордия Дробанцева, в проекте — Нора) и создатель московского театра «Школа драматического искусства» Анатолий Васильев (ученый Петр Капица). Но их участие в «Дау» сложно назвать актерской игрой: от сценария Сорокина создатели отказались, едва приступив к съемкам, потому что реальная жизнь куда интереснее выдуманной. Так, не имея построчно расписанной роли, Курентзис просто жил в образе Льва Ландау: работал в Институте, ставил опыты, общался с подчиненными, ругался с женой. И все это не во время киносмен, а в формате реальной жизни — камера, за которой стоял любимый оператор Райнера Фассбиндера и Вима Вендерса Юрген Юргес, работала круглосуточно.

ELLE-ЯВЛЕНИЕ: байопик «Дау» режиссера Ильи Хржановского с Теодором Курентзисом в главной роли (фото 9)

Через кастинг других персоналий проекта — коллег и подчиненных Дау, а также обслуживающего персонала — прошли чуть ли не все жители Харькова, которым пришлось существовать бок о бок с реальными учеными, причем немалой величины. К примеру, Хржановский «выписал» на съемки таких светил, как профессор нью-йоркского университета Стоуни-Брук Никита Некрасов, нейрофизиолог и исследователь мозга убийц Джеймс Фэллон, а также известный математик Дмитрий Каледин.

ELLE-ЯВЛЕНИЕ: байопик «Дау» режиссера Ильи Хржановского с Теодором Курентзисом в главной роли (фото 11)

О том, что «Дау» станет всем, чем угодно, но только не классическим байопиком, не было известно никому. Поначалу съемочный процесс напоминал реалити-шоу в костюмах и интерьерах 30-х — 50-х годов. Участникам проекта нельзя было покидать территорию Института, похожего на мини-город, они обязались носить одежду тех лет, не пользоваться современными предметами, а также расплачиваться в институтском кафе и парикмахерской старыми деньгами. В целом деятельность переодетых Homo Soveticus не слишком отличается от того, чем могли бы заниматься их коллеги в XXI веке. Они ставили опыты, доказывали научные теории, строили карьеру, подсиживая коллег и выслуживаясь перед начальством, вели активные, но негромкие разговоры о политике, строили семьи, изменяли друг другу, спивались, сходили с ума.

ELLE-ЯВЛЕНИЕ: байопик «Дау» режиссера Ильи Хржановского с Теодором Курентзисом в главной роли (фото 10)

До определенного момента создатели не вмешивались в жизнь своих «подопытных», а сам проект был начисто лишен какой-либо формы. Но затем действия участников спровоцировали некоторые «сюжетные» повороты. К примеру, распри между жителями вселенной «Дау» привели к необходимости ввести контролирующий орган — так в Институте появилось КГБ. С одной стороны, гэбэшники способствовали порядку, а с другой — заставили людей своими же руками уничтожить Институт. Кстати, в прямом смысле: по окончании съемочного процесса в 2011 году все декорации были буквально разрушены до основания.

ELLE-ЯВЛЕНИЕ: байопик «Дау» режиссера Ильи Хржановского с Теодором Курентзисом в главной роли (фото 15)

Это кажется невероятным, но создатели сами не подозревали, куда завтра «свернет» сюжет — в мелодраму или психологический триллер, а может и вовсе в кровавый хоррор? Это очень важный момент, отличающий «Дау» от любого другого проекта в сфере кино: здесь ставили не на умозрительную идею, а на реальную жизнь, позволяя участникам самим творить историю и не вмешиваясь в ее течение, пока не возникнет крайняя необходимость.

Есть подозрения, что после увиденного зритель захочет упрекнуть Хржановского в том, что он взял на себя функции Бога или как минимум провел довольно жестокий социальный эксперимент в духе «Большого брата» или Шоу Трумена. Однако не стоит забывать о том, что выбор в большинстве случаев был за самими участниками. В центре вселенной «Дау» стоит человек с его внутренним миром: желаниями, стремлениями и реакциями на внешние раздражители.

ELLE-ЯВЛЕНИЕ: байопик «Дау» режиссера Ильи Хржановского с Теодором Курентзисом в главной роли (фото 18)

При всей политико-социальной нагрузке «Дау» стремится передать прежде всего личный опыт. По факту участники только и делают, что кружатся в лабиринтах межличностных отношений, из которых и рождается социальная подоплека. За этим процессом очень интересно наблюдать. Например, появление в стенах Института видеоблогера нацистского толка Тесака-Марцинкевича со своей бритоголовой гвардией зритель воспримет весьма однозначно, однако во вселенной «Дау» его образ существует в самых разнообразных формах, в том числе с положительной окраской. Магия «Дау» проявляется в том, что социальный контекст создается как бы мимоходом, на фоне человека и его естества.

ELLE-ЯВЛЕНИЕ: байопик «Дау» режиссера Ильи Хржановского с Теодором Курентзисом в главной роли (фото 13)

Конечно, киноэпос Хржановского — это в немалой степени эксперимент над зрителем. На изучение и внедрение техник манипуляции зрительским сознанием ушло шесть лет монтажа и постпродакшена, который проходил на лондонской Пикадилли. За это время в офисе «Дау» побывали самые разные представители артистической богемы, в частности, писатель Дмитрий Быков, который назвал детище Хржановского «великим кино». Некоторым гостям даже было предложено принять участие в проекте — например, художнику Марине Абрамович, которая сделала для «Дау» несколько перформансов.

ELLE-ЯВЛЕНИЕ: байопик «Дау» режиссера Ильи Хржановского с Теодором Курентзисом в главной роли (фото 22)

Вариантов презентации «Дау» было множество, но создатели сходились в главном: фильм не может быть показан как обычное кино со стандартной прокатной и фестивальной историей. Релиз проекта несколько раз откладывался, пока не было решено сделать его частью большого арт-эксперимента «Дау. Свобода» и представить публике в Германии. Создатели собирались воссоздать часть Восточного Берлина времен холодной войны и заселить его людьми, живущими по социалистическими законам того времени, а также возвести копию Берлинской стены, которую планировалось торжественно разрушить 9 ноября 2018 года, в 29-ю годовщину крушения. Однако власти города не согласовали акцию.

ELLE-ЯВЛЕНИЕ: байопик «Дау» режиссера Ильи Хржановского с Теодором Курентзисом в главной роли (фото 24)

24 января в интерьерах знаменитого театра Шатле и театра де ла Вилль, которые практически на месяц будут стилизованы под сталинскую эпоху, стартует вторая часть «Дау». Просто так совершить «путешествие в Советский Союз» зрителю не удастся — придется заранее приобрести специальные «визы», действующие в течение шести часов, одних суток или неограниченного периода времени. Да и туристический маршрут выбрать самостоятельно нельзя — перед оформлением «визы» придется пройти опрос, формирующий психометрический профиль, после чего получить персональный смартфон с собственной программой мероприятия. Пока известно, что в нее войдут 13 фильмов, для французской версии озвученных Моникой Беллуччи, Уиллемом Дефо, Фанни Ардан, Жераром Депардье и другими актерами, перформансы с участием священников всех конфессий, философов, шаманов и художников, а также живое выступление Теодора Курентзиса с оркестром musicAeterna.

ELLE-ЯВЛЕНИЕ: байопик «Дау» режиссера Ильи Хржановского с Теодором Курентзисом в главной роли (фото 26)

Арт-эксперимент «Дау», который призван не столько ужаснуть зрителя советскими реалиями и всем, что с ними связано, сколько раскрыть глаза на тоталитарное в себе, в России не состоится. Также непонятно, будет ли проект показан в Берлине или нет. Зато появилась информация о релизе «Дау» в Лондоне, даты пока уточняются.

The experiment is on-going.