Ранним вторничным утром актеры Трейси Эллис Росс и Лесли Джордан при участии сотрудников экстренных служб, студентов и одного болтливого тиктокера объявили имена очередных соискателей «Оскара» в 20 полнометражных и трех короткометражных категориях. Больше всего номинаций — 12 — у «Власти пса» Джейн Кэмпион, от которой немного отстали «Дюна» Дени Вильнева (с десятью), «Вестсайдская история» Стивена Спилберга и «Белфаст» Кеннета Браны (с семью), но это не самое интересное.
Самое интересное — это, пожалуй, то, что хваленая диверсификация Киноакадемии продолжает приносить самые разнообразные плоды. «Сядь за руль моей машины» Рюсукэ Хамагути, трехчасовая японская драма по мотивам рассказа Харуки Мураками, заработала номинации в ключевых категориях «Лучший фильм», «Лучшая режиссура» и «Лучший оригинальный сценарий», в итоге сравнявшись по их сумме — 4 — с нетфликсовским хитом «Не смотрите наверх» и «Аллеей кошмаров» оскароносного Гильермо дель Торо.
Характерно, что тем самым Хамагути оставил не у дел режиссера «Дюны» Дени Вильнева в одной категории и сценариста «В роли Рикардо» Аарона Соркина в другой. Тем временем норвежская трагикомедия «Худший человек на свете» выбила «Вестсайдскую историю» из пятерки лучших адаптированных сценариев, а «Параллельные матери» Педро Альмодовара принесли по номинации Пенелопе Крус и композитору Альберто Иглесиасу (и наверняка попали бы в топ-5 лучших иностранных фильмов, не выпендрись испанский оскаровский комитет с выдвижением другой картины).
Иначе говоря, базирующиеся за пределами США 25% членов Академии сказали свое слово, не побоявшись при этом оставить не у дел целый ряд именитых кинематографистов и голливудских знаменитостей. Самые громкие обиды были нанесены Вильневу, звезде «Не смотрите наверх» Леонардо ДиКаприо и MVP «Дома Gucci» Леди Гаге. Поначалу считавшиеся фаворитками своей категории Гага и Кристен Стюарт в итоге, похоже, пытались зацепиться за ее пятую строчку, и победительницей в этом споре вышла, заработав свою первую номинацию, Стюарт.
Таким образом, угроза того, что новичков впервые за много лет не будет аж в трех важнейших категориях («Лучший режиссер», «Лучшая актриса» и «Лучший актер»), не миновала только последнюю из них, где место, на которое претендовал ДиКаприо, занял Хавьер Бардем. Его фильму в итоге удался другой редкий трюк: «В роли Рикардо» получил номинации сразу в трех актерских категориях — и нигде больше. Еще одно по-своему уникальное достижение отныне принадлежит датскому «Побегу», упомянутому в числе лучших анимационных, документальных и неанглоязычных фильмов.
Тремя номинациями пришлось ограничиться «Лакричной пицце» (зато все три — на счету доведшего их сумму до 11 — и продолжающего ждать первой победы — Пола Томаса Андерсона). Столько же — у 25-й серии бондианы «Не время умирать» и диснеевского «Энканто», готовых поспорить за песенный «Оскар». При этом шансы Билли Айлиш казались бы далеко не стопроцентными, поставь Walt Disney не на заработавшую номинацию «Dos Origuitas», а на ставший за последние недели сертифицированным суперхитом «We Don't Talk About Bruno». Среди их конкурентов есть Бейонсе с песней из «Короля Ричарда», но нет ее мужа Jay-Z с песней из «Тем больнее падать».
Что до основной интриги оскаровской гонки, то она, кажется, вернулась на исходные позиции. Отсутствие в пятерке лучших режиссеров Вильнева и автора «Не смотрите наверх» Адама МакКея дает понять, что шансы их фильмов на самый главный «Оскар» ощутимо ниже, чем многим казалось, а позиции «Вестсайдской истории» пошатнулись из-за промахов мимо категорий «Лучший сценарий» и «Лучший монтаж». Как следствие, все идет к обещанной еще по итогам кинофестивалей в Венеции и Торонто дуэли консервативного — «Белфаст» — и прогрессивного — «Власть пса» — фаворитов в духе традиционных вкусов Академии.
Ставить хочется на «Власть пса»: вестерн Джейн Кэмпион был номинирован везде, где ожидалось, и кое-где еще, имеет неоспоримую поддержку самой многолюдной — актерской — гильдии (номинаций удостоились все четыре актера с ролями крупнее эпизодической) и опередил по сумме номинаций даже «Дюну». Но есть шансы и у драмы Кеннета Браны, побившего рекорд, который до него делили Уолт Дисней и Джордж Клуни, и ставшего номинантом «Оскара» в семи (!) различных категориях. К слову, одним из главных сюрпризов дня стала рокировка звезд «Белфаста» в категории «Лучшая женская роль второго плана»: фаворитку Катрину Балф в ней заменила Джуди Денч — номинированная, как и Брана, в восьмой раз в карьере.
Кинокритик ELLE Сергей Степанов правильно предсказал 84 из 105 номинантов и постарается продолжить в том же духе: о каждой из полнометражных категорий 94-й церемонии вручения «Оскаров» мы, как всегда, поговорим в оставшиеся до 27 марта дни и недели. Следите за новыми выпусками колонки «Дорога к «Оскару», а пока еще раз, с выражением: номинанты «Оскара» в ключевых категориях:
Лучший фильм
«Белфаст»
«CODA: Ребенок глухих родителей»
«Не смотрите наверх»
«Сядь за руль моей машины»
«Дюна»
«Король Ричард»
«Лакричная пицца»
«Аллея кошмаров»
«Власть пса»
«Вестсайдская история»
Лучший актер
Хавьер Бардем, «В роли Рикардо»
Бенедикт Камбербэтч, «Власть пса»
Эндрю Гарфилд, «Тик-так… БУМ!»
Уилл Смит, «Король Ричард»
Дензел Вашингтон, «Трагедия Макбета»
Лучшая актриса
Джессика Честейн, «Глаза Тэмми Фэй»
Оливия Колман, «Незнакомая дочь»
Пенелопа Крус, «Параллельные матери»
Николь Кидман, «В роли Рикардо»
Кристен Стюарт, «Спенсер»
Лучший актер второго плана
Киран Хайндс, «Белфаст»
Трой Коцур, «CODA: Ребенок глухих родителей»
Джесси Племонс, «Власть пса»
Дж.К. Симмонс, «В роли Рикардо»
Коди Смит-МакФи, «Власть пса»
Лучшая актриса второго плана
Джесси Бакли, «Незнакомая дочь»
Ариана ДеБоуз, «Вестсайдская история»
Джуди Денч, «Белфаст»
Кирстен Данст, «Власть пса»
Онжаню Эллис, «Король Ричард»
Лучший режиссер
Кеннетт Брана, «Белфаст»
Рюсукэ Хамагути, «Сядь за руль моей машины»
Пол Томас Андерсон, «Лакричная пицца»
Джейн Кэмпион, «Власть пса»
Стивен Спилберг, «Вестсайдская история»
Лучший иностранный фильм
«Сядь за руль моей машины» (Япония)
«Побег» (Дания)
«Рука бога» (Италия)
«Лунана: Як в классной комнате» (Бутан)
«Худший человек на свете» (Норвегия)