Ранним вторничным утром актеры Трейси Эллис Росс и Лесли Джордан при участии сотрудников экстренных служб, студентов и одного болтливого тиктокера объявили имена очередных соискателей «Оскара» в 20 полнометражных и трех короткометражных категориях. Больше всего номинаций — 12 — у «Власти пса» Джейн Кэмпион, от которой немного отстали «Дюна» Дени Вильнева (с десятью), «Вестсайдская история» Стивена Спилберга и «Белфаст» Кеннета Браны (с семью), но это не самое интересное.

Дорога к «Оскару»: номинанты, обиды и сюрпризы
«Дюна»

Самое интересное — это, пожалуй, то, что хваленая диверсификация Киноакадемии продолжает приносить самые разнообразные плоды. «Сядь за руль моей машины» Рюсукэ Хамагути, трехчасовая японская драма по мотивам рассказа Харуки Мураками, заработала номинации в ключевых категориях «Лучший фильм», «Лучшая режиссура» и «Лучший оригинальный сценарий», в итоге сравнявшись по их сумме — 4 — с нетфликсовским хитом «Не смотрите наверх» и «Аллеей кошмаров» оскароносного Гильермо дель Торо.

Дорога к «Оскару»: номинанты, обиды и сюрпризы
«Дюна»

Характерно, что тем самым Хамагути оставил не у дел режиссера «Дюны» Дени Вильнева в одной категории и сценариста «В роли Рикардо» Аарона Соркина в другой. Тем временем норвежская трагикомедия «Худший человек на свете» выбила «Вестсайдскую историю» из пятерки лучших адаптированных сценариев, а «Параллельные матери» Педро Альмодовара принесли по номинации Пенелопе Крус и композитору Альберто Иглесиасу (и наверняка попали бы в топ-5 лучших иностранных фильмов, не выпендрись испанский оскаровский комитет с выдвижением другой картины).

Дорога к «Оскару»: номинанты, обиды и сюрпризы
«Не смотрите наверх»

Иначе говоря, базирующиеся за пределами США 25% членов Академии сказали свое слово, не побоявшись при этом оставить не у дел целый ряд именитых кинематографистов и голливудских знаменитостей. Самые громкие обиды были нанесены Вильневу, звезде «Не смотрите наверх» Леонардо ДиКаприо и MVP «Дома Gucci» Леди Гаге. Поначалу считавшиеся фаворитками своей категории Гага и Кристен Стюарт в итоге, похоже, пытались зацепиться за ее пятую строчку, и победительницей в этом споре вышла, заработав свою первую номинацию, Стюарт.

Дорога к «Оскару»: номинанты, обиды и сюрпризы
«Король Ричард»

Таким образом, угроза того, что новичков впервые за много лет не будет аж в трех важнейших категориях («Лучший режиссер», «Лучшая актриса» и «Лучший актер»), не миновала только последнюю из них, где место, на которое претендовал ДиКаприо, занял Хавьер Бардем. Его фильму в итоге удался другой редкий трюк: «В роли Рикардо» получил номинации сразу в трех актерских категориях — и нигде больше. Еще одно по-своему уникальное достижение отныне принадлежит датскому «Побегу», упомянутому в числе лучших анимационных, документальных и неанглоязычных фильмов.

Дорога к «Оскару»: номинанты, обиды и сюрпризы
«Белфаст»

Тремя номинациями пришлось ограничиться «Лакричной пицце» (зато все три — на счету доведшего их сумму до 11 — и продолжающего ждать первой победы — Пола Томаса Андерсона). Столько же — у 25-й серии бондианы «Не время умирать» и диснеевского «Энканто», готовых поспорить за песенный «Оскар». При этом шансы Билли Айлиш казались бы далеко не стопроцентными, поставь Walt Disney не на заработавшую номинацию «Dos Origuitas», а на ставший за последние недели сертифицированным суперхитом «We Don't Talk About Bruno». Среди их конкурентов есть Бейонсе с песней из «Короля Ричарда», но нет ее мужа Jay-Z с песней из «Тем больнее падать».

Дорога к «Оскару»: номинанты, обиды и сюрпризы
«Белфаст»

Что до основной интриги оскаровской гонки, то она, кажется, вернулась на исходные позиции. Отсутствие в пятерке лучших режиссеров Вильнева и автора «Не смотрите наверх» Адама МакКея дает понять, что шансы их фильмов на самый главный «Оскар» ощутимо ниже, чем многим казалось, а позиции «Вестсайдской истории» пошатнулись из-за промахов мимо категорий «Лучший сценарий» и «Лучший монтаж». Как следствие, все идет к обещанной еще по итогам кинофестивалей в Венеции и Торонто дуэли консервативного — «Белфаст» — и прогрессивного — «Власть пса» — фаворитов в духе традиционных вкусов Академии.

Дорога к «Оскару»: номинанты, обиды и сюрпризы
«Власть пса»

Ставить хочется на «Власть пса»: вестерн Джейн Кэмпион был номинирован везде, где ожидалось, и кое-где еще, имеет неоспоримую поддержку самой многолюдной — актерской — гильдии (номинаций удостоились все четыре актера с ролями крупнее эпизодической) и опередил по сумме номинаций даже «Дюну». Но есть шансы и у драмы Кеннета Браны, побившего рекорд, который до него делили Уолт Дисней и Джордж Клуни, и ставшего номинантом «Оскара» в семи (!) различных категориях. К слову, одним из главных сюрпризов дня стала рокировка звезд «Белфаста» в категории «Лучшая женская роль второго плана»: фаворитку Катрину Балф в ней заменила Джуди Денч — номинированная, как и Брана, в восьмой раз в карьере.

Дорога к «Оскару»: номинанты, обиды и сюрпризы
«Власть пса»

Кинокритик ELLE Сергей Степанов правильно предсказал 84 из 105 номинантов и постарается продолжить в том же духе: о каждой из полнометражных категорий 94-й церемонии вручения «Оскаров» мы, как всегда, поговорим в оставшиеся до 27 марта дни и недели. Следите за новыми выпусками колонки «Дорога к «Оскару», а пока еще раз, с выражением: номинанты «Оскара» в ключевых категориях:

Лучший фильм

  • «Белфаст»

  • «CODA: Ребенок глухих родителей»

  • «Не смотрите наверх»

  • «Сядь за руль моей машины»

  • «Дюна»

  • «Король Ричард»

  • «Лакричная пицца»

  • «Аллея кошмаров»

  • «Власть пса»

  • «Вестсайдская история»

Лучший актер 

  • Хавьер Бардем, «В роли Рикардо»

  • Бенедикт Камбербэтч, «Власть пса»

  • Эндрю Гарфилд, «Тик-так… БУМ!»

  • Уилл Смит, «Король Ричард»

  • Дензел Вашингтон, «Трагедия Макбета»

Лучшая актриса

  • Джессика Честейн, «Глаза Тэмми Фэй»

  • Оливия Колман, «Незнакомая дочь»

  • Пенелопа Крус, «Параллельные матери»

  • Николь Кидман, «В роли Рикардо»

  • Кристен Стюарт, «Спенсер»

Лучший актер второго плана

  • Киран Хайндс, «Белфаст»

  • Трой Коцур, «CODA: Ребенок глухих родителей»

  • Джесси Племонс, «Власть пса»

  • Дж.К. Симмонс, «В роли Рикардо»

  • Коди Смит-МакФи, «Власть пса»

Лучшая актриса второго плана

  • Джесси Бакли, «Незнакомая дочь»

  • Ариана ДеБоуз, «Вестсайдская история»

  • Джуди Денч, «Белфаст»

  • Кирстен Данст, «Власть пса»

  • Онжаню Эллис, «Король Ричард»

Лучший режиссер

  • Кеннетт Брана, «Белфаст»

  • Рюсукэ Хамагути, «Сядь за руль моей машины»

  • Пол Томас Андерсон, «Лакричная пицца»

  • Джейн Кэмпион, «Власть пса»

  • Стивен Спилберг, «Вестсайдская история»

Лучший иностранный фильм

  • «Сядь за руль моей машины» (Япония)

  • «Побег» (Дания)

  • «Рука бога» (Италия)

  • «Лунана: Як в классной комнате» (Бутан)

  • «Худший человек на свете» (Норвегия)